Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22) (англ. Infantry Tank Mk IV, Churchill (A22)) — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1940-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне.
Модификации Infantry Tank Mk IV, Churchill I — базовая модификация, с 40-мм пушкой QF 2 pounder Mk IX в башне, 76-мм гаубицей в лобовом листе корпуса и 7,92-мм пулемётом Besa.
Infantry Tank Mk IV, Churchill II — 2 фунтовая (40 мм) пушка и два 7,92-мм пулемета Besa.
Infantry Tank Mk IV, Churchill IIcs — версия «непосредственной поддержки» (англ. Close Support) с 76-мм гаубицей в башне и 40-мм пушкой в лобовом листе корпуса.
Infantry Tank Mk IV, Churchill III — модификация с новой сварной башней увеличенного размера с 6 фунтовой (57-мм) пушкой QF 6 pounder Mk III и с 7,92-мм пулемётом на месте гаубицы.
Infantry Tank Mk IV, Churchill IV — модификация с литой башней аналогичной Churchill III конструкции, с 57-мм пушкой QF 6 pounder Mk III или Mk V.
Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75 — переоборудованные в Северной Африке «Черчилли» с установкой американской 75-мм пушки M3 вместе с установкой с танка «Шерман», вместо штатной 57-мм.
Infantry Tank Mk IV, Churchill V — вариант Churchill IV с 95-мм гаубицей вместо пушки.
Infantry Tank Mk IV, Churchill VI — модификация с 75-мм пушкой OQF 75 mm и дополнительной навесной защитой бортов и нижней лобовой части корпуса.
Infantry Tank Mk IV, Churchill VII (A22F) — модификация с усиленным до 152 мм лобовым и до 95 мм бортовым бронированием, усиленной ходовой частью и новой командирской башенкой.
Infantry Tank Mk IV, Churchill VIII — вариант Churchill VII с 95-мм гаубицей вместо пушки.
Infantry Tank Mk IV, Churchill IX — Churchill III и Churchill IV, модернизированные по уровню броневой защиты путём навески дополнительных бронеплит на корпус и установки новой башни до уровня Churchill VII, но с сохранением 57-мм пушки.
Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT — Churchill III и Churchill IV, модернизированные аналогично Churchill IX, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
Infantry Tank Mk IV, Churchill X — Churchill VI, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VII.
Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT — Churchill VI, модернизированные аналогично Churchill X, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
Infantry Tank Mk IV, Churchill XI — Churchill V, модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VIII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VIII.
Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT — Churchill V, модернизированные аналогично Churchill XI, но с сохранением старой башни (англ. Light Turret — «лёгкая башня»).
Описание конструкции
«Черчилль» являлся танком классической компоновки. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления — в лобовой. Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk I выполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.
Броневой корпус и башня
Башня «Черчилля» — трёхместная, шестигранной, близкой к прямоугольной, в плане формы. Конструкция башни менялась в ходе производства танка: на «Черчиллях» модификаций Mk I, Mk II, Mk IV, Mk V, Mk VI — цельнолитая; Mk III — сварная из катаных броневых плит; Mk VII и Mk VIII — смешанная, с цельнолитыми вертикальными стенками, к которым приваривалась крыша из катанных бронелистов. Башни танков модификаций Mk III и последующих отличались от Mk I и Mk II увеличенным размером, но их форма и компоновка оставались неизменными.
Лоб, борта и корма башни — вертикальные. Лоб башни имел толщину в 102 мм на танках модификаций Mk I — Mk VI и в 152 мм на Mk VII и Mk VIII. Борта и корма башни имели толщину в, соответственно, 76 и 95 мм. Крыша башни на танках всех модификаций имела толщину в 20 мм. Башня установлена на подбашенной коробке на шариковой опоре, вращение башни осуществлялось при помощи электрического привода, энергия для которого поступала от приводимого главным двигателем генератора. При неработающем двигателе, поворот башни мог осуществляться вручную при помощи винтового механизма. Башня имела вращающийся полик, подвешенный к ней. Для посадки и высадки экипажа служили два двухстворчатых люка в крыше башни, отдельный для заряжающего на правой стороне башни и для командира и наводчика — на левой стороне. Также в бортах в кормовой части танка имелись порты для стрельбы из личного оружия.
Вооружение
В башне «Черчиллей» модификации Mk I и в лобовой части корпуса модификации Mk II устанавливалась 40-мм танковая пушка QF 2 pounder Mk IX. Длина ствола пушки составляла 52 калибра / 2080 мм, начальная скорость снарядов различных типов — от 790 до 850 м/с. Орудие размещалось на цапфах в спаренной с пулемётом установке и имело углы вертикального наведения от −15 до +20°. Вертикальная наводка осуществлялась вручную, качанием орудия при помощи плечевого упора, а горизонтальная — поворотом башни. Для наведения орудия использовался прицел № 30, имевший увеличение 1,9× и поле зрения 21°.
Боекомплект 40-мм пушки составлял 150 унитарных выстрелов, укладка для боекомплекта размещалась по углам боевого отделения. «Черчилли», как с 40-мм, так и с 57-мм пушкой снабжались, как правило, исключительно бронебойными снарядами, осколочные снаряды к этим орудиям выпускались с 1942 года, однако информации о комплектовании ими боекомплектов танков обнаружить не удалось. В некоторых источниках упоминается, что 40-мм осколочные снаряды практически не использовались экипажами из-за крайне малого заряда взрывчатого вещества и, как следствие, очень низкой эффективности[1]. В СССР со второй половины 1942 года выпускались осколочные снаряды собственной разработки к QF 2 pounder (по техпроцессу 37-мм зенитных снарядов), также известно об использовании в СССР с того же периода 57-мм осколочных снарядов.
Боеприпасы 40-мм пушки QF 2 pounder[2]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
бронебойный остроголовый сплошной с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий APCBC/T Mk I Shot 2,22 1,22 — 850
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий, высокоскоростной APHV/T Shot 2,04 1,08 — 853
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий AP/T Mk I Shot 2,04 1,08 — 792/853 (нормальный / усиленный заряды)
бронебойный остроголовый, трассирующий AP/T Mk I Shell 2,04 1,08 19,5 (лиддит) 792/853 (нормальный / усиленный заряды)
практический сплошной остроголовый Practice Shot, Pointed 2,04 1,08 — 792/594 (нормальный / уменьшенный заряды)
практический сплошной тупоголовый Practice Shot, flatheaded 2,04 1,08 — 594
осколочный, трассирующий Mk II T ? 1,34 71 (тротил) 687
Таблица бронепробиваемости для QF 2 pounder
Снаряд \ Расстояние, м 228 457 683 914
AP/T Mk I Shot
угол встречи 30°, гомогенная броня 58 52 46 40
APHV/T Shot
угол встречи 30°, гомогенная броня 64 57 51 45
Основным вооружением «Черчиллей» модификаций Mk III и Mk IV являлась 57-мм танковая пушка QF 6 pounder, модификации Mk III или Mk V. Пушка модификации Mk III имела длину ствола 43 калибра / 2451 мм, а модификация Mk V имела длину ствола 50 калибров / 2850 мм и оборудовалась дульным тормозом. Пушка размещалась на цапфах и наводилась в вертикальной плоскости при помощи винтового механизма. Углы вертикального наведения составляли от −12,5 до +20°. Для наведения орудия использовался прицел № 39 Mk IIS (увеличение 1,9×, поле зрения 21°) с пушкой модификации Mk III и прицел № 39 Mk IV (увеличение 3×, поле зрения 13°) с пушкой модификации Mk V. Боекомплект 57-мм пушки на модификациях составлял 84 унитарных выстрела, как правило только с бронебойными снарядами. Боекомплект размещался в стеллажных укладках, находившихся в лобовых углах боевого отделения.
Боеприпасы 57-мм пушки QF 6 pounder[3][4]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
(Mk III / Mk V)
бронебойный остроголовый сплошной с защитным и баллистическим наконечником, трассирующий (с 1943 г.) APCBC/T Shot Mk 9T 6,29 3,29 — 790 / 825
бронебойный остроголовый сплошной с защитным наконечником, трассирующий (c 1943 г.) APC Shot Mk 8T ? 2,86 — 846 / 884
бронебойный остроголовый сплошной, трассирующий AP/T Shot 5,85 2,88 — 815 / 892
осколочный HE Shot Mk 10T ? 3 ? ? / 820
практический сплошной остроголовый Shot, Practice ? 2,867 — 815 / ?
практический сплошной тупоголовый Practice Shot, flatheaded ? 2,867 — 602 / ?
Таблица бронепробиваемости для QF 6 pounder Mk V
Снаряд \ Расстояние, м 457 914 1371 1828
Shot Mk 9T
угол встречи 30°, гомогенная броня 81 74 63 56
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня 76 74 68 63
«Черчилли» модификаций Mk VI и Mk VII в качестве основного вооружения получили 75-мм пушку OQF 75 mm, имевшую длину ствола 36,5 калибров / 2737 мм. Баллистически, орудие было идентично американскому орудию M3 и использовало тот же ассортимент боеприпасов. Орудие размещалось в аналогичной QF 6 pounder установке. Наведение орудия осуществлялось при помощи прицела № 50 × 3, имевшего увеличение 3× и поле зрения 13°. Боекомплект 75-мм пушки составляли 84 унитарных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, укладка боекомплекта располагалась аналогично танкам с 57-мм пушкой.
Боеприпасы 75-мм пушки OQF 75 mm[5]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
бронебойный тупоголовый трассирующий с баллистическим наконечником APC/T Shot M61 8,77 6,79 60 620
бронебойный остроголовый сплошной трассирующий APC/T Shot M72 8,52 6,23 — 620
осколочно-фугасный M48 8,47 6,75 670 625
Таблица бронепробиваемости для OQF 75 mm
Снаряд \ Расстояние, м 457 914 1371 1828
M61 Projectile
угол встречи 30°, гомогенная броня 66 60 55 50
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня 74 67 60 54
M72 Shot
угол встречи 30°, гомогенная броня 76 63 51 43
угол встречи 30°, поверхностно закалённая броня 66 53 41 33
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за полем боя, «Черчилль» оборудовался перископическими смотровыми приборами «Виккерс» Mk IV, обеспечивавшими круговой обзор. Двумя из них располагал механик-водитель, ещё одним — стрелок из курсового пулемёта/гаубицы. Три этих перископа располагались в лобовой части подбашенного листа. Ещё четыре размещались в крыше башни, по одному перископу имели наводчик и заряжающий, а ещё два находились в командирской башенке. Механик-водитель также имел в своём распоряжении круглый смотровой люк в верхней лобовой бронеплите, закрывавшийся броневой крышкой.
Для внешней связи, танк оснащался симплексной КВ/УКВ-радиостанцией модели № 19, обеспечивавшей дальность связи в КВ-диапазоне до 15 км в телефонном и до 32 км — в телеграфном режиме и в УКВ-диапазоне — до 1 км в телефонном режиме. Радиостанция размещалась в кормовой нише башни, обслуживание её осуществлял заряжающий. Для внутренней связи служило встроенное в радиостанцию телефонное переговорное устройство на всех пятерых членов экипажа.
Двигатель и трансмиссия
На всех модификациях «Черчилля» устанавливался горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель водяного охлаждения модели «Бедфорд» Twin-Six. Имея рабочий объём в 21 237 см³, этот двигатель развивал максимальную мощность в 350 л. с. при 2200 об/мин. Двигатель устанавливался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Из топливных баков, общей ёмкостью в 828 литров, шесть устанавливались в моторном отделении по обеим сторонам двигателя, а ещё один, съёмный, располагался снаружи, вне броневого корпуса. Два радиатора системы охлаждения двигателя располагались по обеим его сторонам. Из-за плотной компоновки моторного отделения, воздушные фильтры двигателя были вынесены в боевое отделение.
Трансмиссия «Черчилля» также не претерпела изменений в ходе производства танка. В её состав входили:
однодисковый главный фрикцион сухого трения производства Borg & Beck, установленный на двигателе;
четырёхскоростная механическая коробка передач Merrit-Brown H41, объединённая в общем корпусе с механизмом поворота;
механизм поворота, состоявший из дифференциала, двух планетарных механизмов и барабанных тормозов;
барабанные главные тормоза;
планетарные бортовые передачи, располагавшиеся внутри ведущих колёс.
Управление фрикционом, механизмом поворота и тормозами осуществлялось при помощи гидравлических сервоприводов.
Ходовая часть
Ходовая часть являлась одной из характерных особенностей «Черчилля», на котором гусеничная лента, для повышения проходимости, была сделана охватывающей весь корпус танка. С каждого борта ходовая часть состояла из одиннадцати сдвоенных опорных катков диаметром 254 мм, ведущего колеса и ленивца. Подвеска опорных катков — индивидуальная, пружинная. Ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в закреплённую на кронштейне пружину. Первый и последний катки каждого борта были подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий, а 2-й, 9-й и 10-й опорные катки имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на мягком грунте. Поддерживающие катки отсутствовали, вместо них верхняя ветвь гусеницы скользила по специальным направляющим.
Гусеничные ленты — литые, безгребневые, цевочного зацепления, шириной 356 мм. На «Черчилле» применялись гусеницы двух типов — из 70 траков с шагом в 211 мм или из 72 траков с шагом в 202 мм. Роль направляющих, на танковых гусеницах обычно выполняемую их гребнем, здесь выполняли края гусеницы, по которым опорные катки катились, как по рельсам.