Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум танкиста » История создания танков и их характеристики » История создания танка т 54
История создания танка т 54
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:54 | Сообщение # 1
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline

Т-54 — советский средний[1] танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории.

Т-54/55 экспортировался и стоит на вооружении во многих странах, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. По оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение десятилетий[источник не указан 92 дня]. На протяжении всей Афганской войны основным танком в танковых подразделениях ОКСВА были Т-55 и Т-62. Несмотря на наличие в достаточном количестве более современных и мощных танков на то время и постоянную модернизацию лёгкой бронетехники в мотострелковых и воздушно-десантных подразделениях ОКСВА, её танковый парк оставался без изменений все 9 лет войны, что было обусловлено отсутствием современных танков в частях Советской Армии на южных границах СССР и ограниченным числом противотанковых средств у моджахедов[2].

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:55 | Сообщение # 2
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Создание Т-54
Т-44

Непосредственным предшественником Т-54 явился танк Т-44, созданный в 1943—1944 годах. На ранних стадиях, процесс создания Т-54 неотделим от Т-44, поскольку разработка обоих танков велась в общем русле развития советской бронетанковой техники тех лет, и на первых порах, воплощённый в металле Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44.

Т-44 был создан КБ нижнетагильского завода № 183 в результате наработок по программе модернизации Т-34, приведшей к созданию танков Т-34М и Т-43, предназначенных для его замены, но в серию так и не пошедших из-за условий военного времени. Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии, удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив лобовые катки. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста, это позволило также значительно сократить забронированный объём и, при массе меньшей чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования.

Согласно сформулированным ЦНИИ-48 ещё в конце 1943 года требованиям к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 85-мм снарядов[3]:

а) верхняя деталь корпуса и лоб башни должны быть неуязвимы полностью;
б) верхняя половина борта корпуса должна быть полностью неуязвима в пределах определённых курсовых углов;
в) борт башни должен быть полностью неуязвим в интервале курсовых углов, примерно вдвое большем, чем тот же интервал для борта корпуса;
г) интервал курсовых углов неуязвимости подкрылка может быть принят средним между интервалом для борта башни и интервалом для борта корпуса.

Эти требования, хотя и не полностью, были реализованы на Т-44, первая модификация которого имела 75-мм лобовую броню и борта толщиной 45 мм в нижней части и 75 мм в верхней. Уже на первой крупносерийной модификации, Т-44А, толщина лобового бронирования была увеличена до 90 мм, а бортового — до 75 мм по всей высоте.

Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85 — 85-мм пушка ЗИС-С-53 с длиной ствола в 56 калибров, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году[4]. Путей повышения огневой мощи существовало два. Первый заключался в создании орудий с повышенной начальной скоростью снаряда за счёт большего удлинения ствола и увеличенного заряда пороха. Однако, опыты с 85-мм орудиями такого типа, «большой мощности» по тогдашней терминологии, проводившиеся в 1944 году показали проблематичность их производства с существующей технологической базой. Вдобавок анализ результатов испытаний обстрелом показал, что лёгкие высокоскоростные снаряды менее эффективны в поражении расположенной под значительными углами наклона брони, чем низкоскоростные, но тяжёлые снаряды 100-мм и 122-мм пушек[4]. В результате, был избран второй путь — повышение артиллерийской мощи за счёт роста калибра.

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:55 | Сообщение # 3
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Уже с середины 1944 года как оружие для перспективного среднего танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34, ко второй половине того же года успешно установленная на САУ СУ-100[5]. Дополнительным аргументом в её пользу являлась значительно большая мощность осколочно-фугасного снаряда, ведь основным противником танка по-прежнему должна была оставаться пехота, поражение танков противника рассматривалось как хоть и важная, но второстепенная цель[6].
T-44-100. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 (ЛБ — Лаврентий Берия) и стальные противокумулятивные экраны

Предпринимались попытки перевооружить новым орудием Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении[7]. Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки, в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44Б. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву[8]. В сентябре-ноябре, проект, получивший уже окончательное название — Т-54, был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям, но эти сроки выдержаны так и не были[9][10].

Серьёзнейшим обстоятельством, влиявшим на разработку нового танка, к подвижности которого предъявлялись высокие требования, была силовая установка. Несмотря на все усилия конструкторов, единственным доступным танковым дизелем по-прежнему оставался модернизированный В-2 мощностью 520 л.с. и создание танкового двигателя приемлемой надёжности с мощностью более 700 л.с. было в условиях тогдашнего уровня технологии, по оценкам современных экспертов, малоосуществимым[11]. В результате, необходимо было жёстко ограничивать массу машины, чтобы избежать снижения подвижности, вариант с установкой авиационного двигателя, обеспечивавшего необходимую мощность, но обладавшего массой других недостатков, практически не рассматривался[11].

Такое положение делало невозможным дальнейший рост бронирования за счёт увеличения массы танка. Путём дальнейшего роста доли бронирования в общем весе танка достичь этого было также нельзя, поскольку это привело бы к ухудшению других характеристик и снижению в итоге боевых возможностей. Усиление защиты путём повышения качества броневой стали являлось в принципе возможным, но на тот момент нецелесообразным. На Т-44 удалось значительно усилить бронирование путём сокращения забронированного объёма, однако дальнейшие возможности такого сокращения были практически исчерпаны, в связи с чем единственным остававшимся у конструкторов выходом являлась дальнейшая дифференциация броневой защиты[12].

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:55 | Сообщение # 4
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Первый прототип Т-54 был, по данным «Справки об изготовлении и испытаниях опытных образцов танка Т-54» 1946 года, закончен в январе 1945 года и был передан на испытания на полигон в Кубинке. Однако, в другом документе говорится, что это был уже второй прототип, первый же был закончен ещё в конце 1944 года и проходил испытания непосредственно на заводе[10]. Первый образец танка, известный как «Т-54 образца 1945 года», всё ещё был сильно схож с Т-44. Наиболее заметным внешним отличием была новая, более крупная башня со 100-мм пушкой, чьё лобовое бронирование увеличилось со 120 до 180 мм, а бортовое — с 90 до 90—150 мм. Форма башни вместе с тем, существенных изменений не претерпела и углы наклона её стенок не превышали 20°. Лобовая броня корпуса была также увеличена, до 120 мм, однако толщина бортового бронирования увеличилась лишь на 5 мм, а кормовая часть и вовсе была заимствована у Т-44 без изменений. В лобовой плите корпуса была ликвидирована щель смотрового прибора механика-водителя, в результате она стала монолитной[13]. Поскольку общая масса танка неизбежно возросла по сравнению с Т-44, была несколько удлинена подвеска для увеличения площади опорной поверхности гусениц, а также увеличена ширина опорных катков. Двигательная установка же и трансмиссия практически без изменений перешли с Т-44, была заметно модернизирована только система охлаждения двигателя[14][15].

Испытания переданного на государственные испытания Т-54 проводились с 11 марта по 11 апреля 1945 года. Руководивший государственной комиссией, полковник Е. А. Кульчицкий так описал позднее первое впечатление от встречи с новым танком[10]:

Танк производил впечатление. Его внешние формы учитывали необходимые углы встречи с будущими снарядами противника, что придавало ему соответствующую обтекаемость и красоту. Более совершенной формы корпус, приплюснутая башня с новой пушкой покоились на десяти больших опорных катках, которые опирались на мелкозвенчатые гусеницы. Эта, на первый взгляд, просто красота форм и силуэта говорила специалистам о некоторых высоких технических параметрах машины, а именно: обтекаемые формы корпуса и башни — о повышенной стойкости броневой защиты и меньшей поражаемости его, длинный ствол пушки — о высокой начальной скорости снаряда, что является основным положительным качеством танковой пушки, десять больших, с внешней обрезинкой, опорных катков говорили о возможностях движения на больших скоростях, чему способствовали и мелкозвенчатые гусеницы, и многое другое.

В отчёте об испытаниях, составленном комиссией, говорилось о высоких тактико-технических характеристиках Т-54. При массе в 35,5 тонн — лишь на 3,7 тонн больше, чем у серийного Т-44, танк обладал значительно более мощным бронированием и вооружением, при этом высота его вышла даже меньшей, чем у предшественника — 2275 мм вместо 2400 мм. Максимальная скорость танка, правда, упала до 45 км/ч вместо 51 км/ч на Т-44, но средняя скорость движения осталась прежней, а запас хода даже несколько возрос[16]. Испытания выявили и множество недостатков новой машины, но несмотря на это, в заключении отчёта об испытаниях говорилось:

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:55 | Сообщение # 5
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline

Танк Т-54, представляющий собою модернизированный танк Т-44, по своим основным боевым качествам (мощность вооружения и бронирование) превосходит все существующие средние танки.
Полигонные испытания в объёме 1553 км пробега по прочности основных механизмов опытный образец танка Т-54 выдержал. Однако испытаниями установлена необходимость доработки ряда узлов и агрегатов.
К основным недостаткам танка Т-54 следует отнести недостаточную снарядостойкость башни и устарелость конструкции трансмиссии, что является недопустимым для современного танка. Башня поражается на больших дистанциях, а трансмиссия и ходовая часть снижают динамические качества танка.
Учитывая резкое повышение боевых качеств среднего танка, достигнутое в танке Т-54, комиссия считает целесообразным рекомендовать танк Т-54 на вооружение Красной Армии с обязательным устранением отмеченных в отчёте недостатков.
В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу ИС-3;
б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;
в) экрана от гранат типа «Фауст»;
г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса;
д) вращающегося пола боевого отделения;
е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке;
ж) гусениц с цевочным зацеплением;
з) амортизаторов ходовой части (на всех катках).

Помимо этого, комиссией было рекомендовано изменить привод поворотного механизма башни для обеспечения более плавной наводки, предусмотреть установку зенитного пулемёта, ввести более совершенные приборы наблюдения за полем боя, принять меры для уменьшения загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе и разработать автоматическую систему пожаротушения для МТО. Всего список замечаний составил 68 пунктов[15].

В июле 1945 года КБ завода № 183 был построен второй (или третий) опытный образец Т-54, созданный с учётом части замечаний комиссии. Танк получил новую башню, скруглёной формы, по типу ИС-3, но с заманом по всему периметру, особенно заметным в кормовой части. Толщина лобового бронирования башни достигла 200 мм, а бортов — от 160 до 125 мм, углы наклона вертикальных поверхностей башни доходили до 45°. Были изменена трансмиссия в соответствии с требованиями испытательной комиссии, а ходовая часть наконец получила цевочное зацепление гусениц. Также была увеличена ёмкость внутренних топливных баков с 530 до 545 литров. В состав вооружения танка добавились два 7,62-мм пулемёта СГ в бронированных ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из которых вёл механик-водитель, а также 12,7-мм зенитный ДШК, установленный на турельной установке у люка заряжающего на крыше башни. В июле—ноябре 1945 года этот образец проходил испытания на полигоне в Кубинке, по результатам которых он был вновь рекомендован государственной комиссией к серийному производству, но опять-таки, после устранения ряда недостатков. После доработки прототипа и очередных испытаний, постановлением Совета министров СССР № 960—402сс от 29 апреля 1946 года, Т-54 был принят на вооружение Красной армии[17].

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:55 | Сообщение # 6
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Т-54-1/2/3

Подготовка к массовому производству Т-54 образца 1946 года, известного также как Т-54-1, началась уже в 1946 году сразу на трёх заводах: заводе № 183 в Нижнем Тагиле, ХЗТМ в Харькове и ОЗТМ в Омске. По плану, за оставшиеся месяцы 1946 года завод № 183 должен был выпустить 165 машин[17]. В реальности же, за 1946 год изготовлены были всего три предсерийных Т-54: два — к июлю и один — в октябре[18]. И даже эти машины не были приняты государственной комиссией, которая потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. Всего в том году КБ завода № 183 пришлось внести в конструкцию танка 649 различных изменений[17].

План 1947 года был уже скорректирован в сторону уменьшения. Всего за год планировалось 400 Т-54, из них 250 — на заводе № 183, 100 — на ХЗТМ и 50 — на ОЗТМ[18]. Однако реальность и в этот раз не совпала с планами. Две головные машины первой серии поступили на государственные ходовые испытания и испытания обстрелом в апреле и проходили их по май того же года. По заключению комиссии, образцы выдержали испытания, хотя и с рядом замечаний. Было рекомендовано производство установочной серии Т-54, но — после выполнения списка на 1490 изменений различных деталей и узлов танка, составленного комиссией. Последовавшие доработки вновь отложили начало производства танка и первая серия из 20 танков была произведена лишь в конце года, таким образом доведя производство за 1947 год до 22 машин, все из которых были выпущены заводом № 183[19].

Полномасштабное производство Т-54, уже на всех трёх заводах, удалось развернуть лишь в 1948 году. За год было выпущено 593 танка, из них 285 — на заводе № 183, 218 — на ХЗТМ и 90 — на ОЗТМ[18]. Однако уже вскоре после начала войсковой эксплуатации, из танковых частей, получивших первые Т-54, стали во все инстанции в массовом порядке поступать рекламации на многочисленные дефекты машины. Танки регулярно выходили из строя, вдобавок, серийные машины оказались существенно переутяжелены по сравнению с проектом и обладали неудовлетворительной проходимостью. Из пяти поставленных на гарантийные испытания танков, государственная комиссия не приняла ни одного. Представители танковых частей на совещании у министра Вооружённых сил Н. А. Буланина в целом положительно отозвались о новом танке, но отметили, что начало серийного производства оказалось явно преждевременным. К этому прибавились и результаты испытаний Т-54 обстрелом, проведённых в 1947 году и показавших то, что было обнаружено ещё в 1943—1944 годах: при попадании в нижнюю часть башни, её заман давал очень высокий шанс рикошета снаряда в тонкую крышу корпуса, со всеми вытекающими последствиями[20]. Результатом этого в январе 1949 года стало решение правительства об остановке выпуска танка[18].
Т-54-2 образца 1949 года

На последовавших за этим многочисленных совещаниях, специалисты сходились в том, что одной из главных проблем Т-54 являлась перегруженность. Единственным, за счёт чего можно было снизить массу танка, являлась броневая защита. Снижение защиты лобовой части корпуса ниже 100 мм представлялось нецелесообразным, однако лобовая часть башни и без того уступала корпусу в защищённости. Выход из этого положения был найден в изменении формы и размеров башни. Разработанная КБ завода № 183 уже в 1948 году новая башня, имевшая приближенную к полусферической форму в лобовой части, обеспечивала не только снижение массы, но и лучшую защиту[21]. Кроме этого, ширина орудийной амбразуры на ней была уменьшена с 1000 до 400 мм, что позволило поднять монолитность башни и как следствие, защищённость. Достигнуть этого удалось за счёт замены общей маски для орудийной установки отдельными узкими прорезями для ствола орудия, пулемёта и прицела[22].

Первый Т-54 с новой башней поступил на испытания 29 августа 1949 года, ещё два контрольных танка были собраны в сентябре. По результатам их испытаний, в ноябре было дано разрешение на серийное производство новой модификации, известной как Т-54 образца 1949 года или Т-54-2. Серийные машины отличались, помимо замены башни, уменьшением лобовой брони корпуса до 100 мм, с увеличением наклона нижней бронеплиты. Также были ликвидированы пулемёты на надгусеничных полках и заменены одним, жёстко закреплённым внутри корпуса и ведшим огонь через отверстие в лобовой плите. Гусеницы шириной 500 мм были заменены новыми, шириной 580 мм, что позволило снизить удельное давление на грунт до приемлемого уровня. Средний вес Т-54-2 снизился по сравнению с серийными Т-54-1 в среднем на 1700 кг, что, вкупе с продолжавшейся доводкой отдельных узлов, позволило значительно поднять надёжность танка[23].

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:56 | Сообщение # 7
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Дальнейшее развитие
Т-55 без динамической защиты и прочих модификаций в Словении в начале 1990 годов
[править] Модификации
[править] Т-54
[править] Т-54 (1946)

100-мм нарезная пушка Д-10Т, спаренная с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребного на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47.
[править] Т-54 (1949)

Новая форма башни, заман (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранили только в кормовой части. Один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина ВЛД уменьшена с 120 мм до 100 мм.
[править] Т-54 (1951)

Новая полусферическая башня. Прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением, изменена конструкция гитары.
Укладка снарядов в башне
[править] Т-54А
Т-54А
Т-55
ДШКМ на Т-55

Пушка Д-10ТГ со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт»). Эжектор для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Прибор ночного видения механика-водителя ТВН-1.
[править] Т-54АК

Командирский вариант Т-54А. Разработан в 1958 году на базе Т-54А. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.[24].

ТТХ[24]:

Масса, т: 36,4
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10ТГ
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10ТГ
Тип двигателя: Дизельный В-54
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:56 | Сообщение # 8
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Т-54АМ

Модернизированная версия Т54А. Принят на вооружение 1960-х. Из отличительных особенностей: новая боеукладка, двигатель В-55, облегчённые катки от танка Т-55, в гусеницах использованы резино-металлические шарниры, новые средства связи, изменена система подводного вождения.[25].

ТТХ[25]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д10-ТГ
Тип пушки: 100-мм пушка Д10-ТГ
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

[править] Т-54Б

Пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 («Циклон») в двух плоскостях наведения. Инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 с прожектором Л-2, смонтированным на орудийной маске и ночной прибор командира, спаренный с прожектором ОУ-3 на командирской башенке. Вращающийся полик боевого отделения. Оборудование для подводного вождения. Запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка — до 430 км.
[править] Т-54БК

Командирский вариант Т-54Б. Разработан в 1958 году на базе Т-54Б. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.[26].

ТТХ[26]:

Масса, т: 36,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 468
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10ТГ
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10ТГ
Тип двигателя: Дизельный В-54Б
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

[править] Т-54К

Командирский вариант Т-54. Разработан в 1958 году на базе Т-54. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.[27].

ТТХ[27]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т
Тип двигателя: Дизельный В-54
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:56 | Сообщение # 9
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Т-54М (Объект 139)

Разработан в 1954 году на базе Т-54. Из отличительных особенностей: новые ведущие колёса, новая пушка Д-54Т, установлен прибор ночного наблюдения ТВН-1. Впоследствии некоторые конструкционные элементы шасси были использованы при создании Т-55[28].

ТТХ[28]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: около 9400
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел.
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-54Т
Тип пушки: 100-мм пушка Д-54Т
Боекомплект пушки: 50 выстрелов
Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ, 2 x 7,62-мм СГМТ
Тип двигателя: Дизельный В-54-6
Мощность двигателя, л.с.: 520..580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

[править] Объект 141

Разработан в 1952—1954 годах на базе Т-54 в конструкторском бюро Завода № 183. В 1954 году был изготовлен и отправлен на заводские испытания первый опытный образец танка.

Образец отличался установкой 100-мм пушки Д-54Т, изменением нарезки шкал в телескопическом прицеле ТШ-22А и способом крепления выстрелов в боеукладке. Возимый боекомплект составлял 34 выстрела.

В 1955 году был установлен вертикальный стабилизатор орудия «Радуга». Из-за неполадок стабилизатора в процессе испытаний, работы по нему были прекращены.

Далее машина использовалась для отработки мер по увеличению запаса хода танка.

Также весной 1959 года на «Объекте 141» отрабатывалась 115-мм гладкоствольная пушка У-5Б, являвшаяся баллистической установкой орудия 2А20, предназначенного для установки в «Объект 166». В результате установки новой пушки, возникла проблема излишней загазованности боевого отделения, а также был уменьшен возимый боекомплект до 28 выстрелов. Установка 2-х пятилитровых баллонов со сжатым воздухом, для продува канала ствола, результатов не дала. По мимо этого, после 25 выстрелов бронебойными снарядами на дальности 2000 м, было обнаружено, что их кучность — неудовлетворительна.[29]

ТТХ

Масса, т: 36,6
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел.
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-54Т
Тип пушки: 100-мм пушка Д-54Т
Боекомплект пушки: 28 выстрелов
Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ, 2 x 7,62-мм СГМТ
Тип двигателя: Дизельный В-54-6
Мощность двигателя, л.с.: 520..580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 360

[править] Т-54М (Объект 137М)

Модификация танка Т-54. Осуществлялась с 1977 на ремонтных заводах МО СССР. Установлен спаренный с пушкой лазерный дальномер КДТ-1. Применена система запуска двигателя сжатым воздухом, гусеницы с РМШ.

Снят с вооружения в 1994 году.[30].

ТТХ[30]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д10-Т
Тип пушки: 100-мм пушка Д10-Т
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

[править] Т-54МК

Командирский вариант Т-54М (Объект 137М). Модернизация Т-54К. Разработан в 1977 году. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113 или Р-123, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.[31].

ТТХ[27]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2400
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т
Боекомплект пушки: 37 выстрелов
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:57 | Сообщение # 10
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline

Т-55

Разработан на базе танка Т-54Б конструкторским бюро завода № 183 под руководством Л. Н. Карцева. Принят на вооружение Советской Армии 8 мая 1958 г. Усовершенствования заключались в уплотнении компоновки, повышении мощности двигателя на 60 л.с. с увеличением емкости топливных баков на 50 % и также рядом таких новшеств как:

Замена воздушных баллонов воздушным компрессором
Установка термодымовой аппаратуры, создававшей дымовую завесу путем впрыска топлива в выхлопной коллектор
Введение полноценной системы противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения
Усовершенствованное оборудование подводного вождения

Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих стран мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55. Эти танки производились в огромных количествах (всего было произведено около 60 тысяч). Данный танк продолжает модифицироваться. На выставке ВТТВ в Омске 2007 была представлена модификация танка Т-55 которая включала в себя: шестикатковую ходовую часть, автомат заряжания, новое оборудование связи.
[править] Т-55 (по состоянию на 1981 год)

Модернизация Т-55, производилась непрерывно в ходе серийного производства, с 1959 по 1981 были введены следующие модернизации: прицел ТШ-2Б-32П, гирокомпас ГПК-59, на некоторых танках установлены минные тралы ПТ-55, часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ или БТУ-55, начиная с 1970 года устанавливался пулемёт ДШКМ, лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2.[31].

ТТХ[31]:

Масса, т: 36..37
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6200
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55В
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 485..500

[править] Т-55К

Командирский вариант Т-55. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113, навигационная аппаратура, зарядное устройство АБ-1-П/30, уменьшен боекомплект.[32].

ТТХ[32]:

Масса, т: 36,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6040
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2218
Клиренс, мм: 500
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 37 выстрелов
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 48
Запас хода по шоссе, км: 450

[править] Т-55 с комплексом «Алмаз»

Опытный вариант Т-55. Разработан в 1961 году. В результате разработки были проведены испытания возможности применения телевизионного комплекса при езде и стрельбе из танка. В состав комплекса входили три камеры, одна располагалась на корпусе и служила для механика-водителя, остальные были установлены в башне. Положение членов экипажа было изменено. В результате полученных исследований было выяснено, что комплекс способен обеспечивать стрельбу танка на дальностях от 1500 до 2000 метров. В ходе испытаний комплекс «Алмаз» показал свою ненадёжную работу, поэтому танк не был принят на вооружение.[33].

ТТХ[33]:

Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6200
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 31 выстрел
Тип двигателя: Дизельный В-55
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 500

[править] Т-55А

Модификация танка Т-55, отличается от базовой машины усилением противоатомной защиты. Выпускался с 1963 по 1977 г. Уже в ходе серийного производства с 1970 года на нём вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемет ДШКМ.
[править] Т-55АМ

Модернизация Т-55А. Разработан в 1981 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».[34].

ТТХ[34]:

Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 352
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:57 | Сообщение # 11
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
Т-55АМ-1

Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АМ отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.[34]
[править] Т-55АД

Модернизация Т-55А. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: дополнительно бронирован корпус, установлена активная защита с выстрелами 3УОФ14, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».[35].

ТТХ[35]:

Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

[править] Т-55АД-1

Вариант модернизации Т-55А, от Т-55АД отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.[35]
[править] Т-55АМВ

Модернизация Т-55А. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита, бортовые резиновые экраны, комплект управляемого оружия, система управления оружием «Волна», баллистический вычислитель БВ-55, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».[36].

ТТХ[36]:

Масса, т: 41,5
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 42 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ или НСВТ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

[править] Т-55М

Модернизация Т-55. Разработан в 1983 году. Из отличительных особенностей: на башне установлены многослойные экраны комбинированной брони, на бортах имеются резиновые экраны, дополнительная броня на днище, установлен баллистический вычислитель БВ-55, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».[37].

ТТХ[37]:

Масса, т: 40,9
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 352
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:57 | Сообщение # 12
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
[править] Т-55М-1

Вариант модернизации Т-55, от Т-55М отличается установкой с дизельного двигателя В-46-5М мощностью 690 л.с.[37]
[править] Т-55МВ

Модернизация Т-55. Разработан в 1985 году. Из отличительных особенностей: навесная динамическая защита на корпусе и башне, установлен баллистический вычислитель БВ-55, лазерный дальномер, установлены 8 81-мм гранатомётов системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».[38].

ТТХ[38]:

Масса, т: 37,4
Длина с пушкой вперёд, мм: 8618
Ширина, мм: 3526
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 392
Экипаж: 4 чел
Калибр и марка пушки: 100-мм Д-10Т2С
Тип пушки: 100-мм пушка Д-10Т2С
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Пулемёты: 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 x 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя: Дизельный В-55У
Мощность двигателя, л.с.: 620
Скорость по шоссе, км/ч: 54

[править] Т-62

Т-62 — Создан на базе танка Т-55. Производился с 1961 по 1975 год. Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-55, он имеет такую же компоновку, и в нем использованы те же узлы и агрегаты, что и на танке Т-55. Танк отличался от предшественника более мощной пушкой: дальность прямого выстрела гладкоствольной 115-мм пушки бронебойным подкалиберным снарядом составляет 1870 м. Серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году после выпуска 20000 единиц. Танк поставлялся за рубеж с начала 1970-х годов. Основным адресом стал Ближний Восток. Кроме предприятий СССР танк Т-62 выпускался в ЧССР в 1975—1978 гг.[источник не указан 60 дней] (только на экспорт) и в КНДР в 1980-е гг[источник не указан 60 дней].
[править] ПТУР «Кастет»
В отличие от Т-55, Т-62 не имел заметного просвета между первым и вторым катком

Основным достоинством танковых ПТУР является бо́льшая, по сравнению с любым типом танкового вооружения, дальность применения. Это позволяет танку вести огонь по танку противника, оставаясь вне досягаемости его вооружения, с вероятностью поражения, превышающей таковую для современных танковых пушек на таком расстоянии. «Кастет» — комплекс управляемого противотанкового вооружения 9К116 на вооружении 100-мм противотанковых пушек Т-12 (МТ-12). Комплекс разработан в Тульском КБ Приборостроения в 1970-е годы с целью повышения эффективности противотанковой артиллерии. Позднее КБП провело инициативное исследование возможности применения комплекса для вооружения устаревающих танков Т-54(55) и Т-62, выпущенных в огромном количестве в СССР и союзных странах.

 
Posledniy_geroyДата: Суббота, 16.04.2011, 10:58 | Сообщение # 13
Глава клана Ihatelol
Группа: Администраторы
Сообщений: 482
Репутация: 2
Статус: Offline
анк Т-54/55 представляет собой дальнейшее развитие танка Т-44, он имеет такую же компоновку. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое отделение — в средней, под башней, а силовое — в задней части корпуса. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя располагавшегося в отделении управления и наводчика, заряжающего и командира, которые находились в трехместной башне. Броневой корпус Т-54/55 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня обтекаемой формы изготавливавалась литьём. Верхняя часть башни имела толщину почти 200 мм.
[править] Ходовая часть
Подвеска

Танк получил независимую, торсионную подвеску катков. Что позволило снизить вес, сократить место (высота танка уменьшилась на 30 см), улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта состояла из 5 опорных литых металлических катков с обрезинеными ободами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное.
[править] Вооружение

Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм пушка Д-10Т. Длина ствола орудия — 56 калибров. Это орудие было разработано в конструкторском бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова для СУ-100. Бронебойный снаряд её 100-мм пушки был способен пробить вертикальный лист брони толщиной 125 мм на расстоянии 2000 м. После Второй мировой войны его улучшенные варианты состояли на вооружении в течение сорока лет после разработки исходной модификации. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета расположенного справа от пушки. Танк производился даже после того, как Т-62 был принят на вооружение.

 
Форум » Форум танкиста » История создания танков и их характеристики » История создания танка т 54
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Статистика Форума
Последнии темы Читаемые темы Лучшии пользователи Новые пользователи
© 2024 ТвойСайт.Ru, Все права не нарушены
[Адаприровал: Juice] [Бесплатный конструктор сайтов - uCoz] [Скачано с //freeweb.ucoz.ru/]