Хуммель
Последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой, разработанной фирмой «Алкетт», стала 150-мм гаубица, установленная на специализированном шасси GW III/IV, Как и в случае с самоходкой «Насхорн», двигатель располагался впереди, что позволило уменьшить высоту боевого отделения. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м, что было очень неплохо для машины такого типа.
Всего с 1943 по 1945 год фирма «Дойче Эйзенверке» выпустила 666 единиц этого чрезвычайно мощного и эффективного оружия, которое предназначалось для комплектации танковых батальонов танковых дивизий. Самоходка могла уничтожать любые цели, поэтому спрос на нее, как на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и САУ поступала на вооружение только элитных частей.
Орудия прототипов оснащались дульными тормозами, но серийные машины выпускались без них — уже давала о себе знать нехватка высококачественной стали. Кроме того, производство дульных тормозов требовало дополнительного времени и ресурсов, которых не было. Боекомплект самоходки ограничивался 18 выстрелами, которые размещались в боеукладках в боевом отделении. В связи с этим приходилось прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов, которые, как правило, представляли собой те же САУ, но без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился примерно один транспортер боеприпасов, что, в общем-то, было явно не достаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин не хватало шасси танков.
САУ «Хуммель» никогда не использовалась в качестве штурмового орудия. Для этого машина должна была входить в состав артиллерийской части, располагавшей оборудованием, необходимым для управления огнем. В танковом подразделении в такой поддержке не было необходимости, но там самоходка превращалась в дополнительное огневое средство, способное вести стрельбу прямой наводкой по тем целям, которые видел наводчик. Несмотря на то, что «Хуммель» отлично показал себя в этой роли, такое его использование было равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Однако в 1943 году Восточный фронт был как раз таким театром военных действий, где в расчет прежде всего принималась огневая мощь.
Название самоходки — «Хуммель» («Шмель») — было достаточно нейтральным и безобидным, однако 27 февраля 1944 года приказом по немецкой армии Гитлер запретил использовать это слово для обозначения машины.
Первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а боевое крещение получили летом того же года под Курском. Сначала они поступили на вооружение войск СС, а затем и вермахта. На 10 апреля 1945 года немецкие войска располагали 168 машинами этого типа.
ХУММЕЛЬ
Тактико-технические характеристики «Hummel»
База специализированное шасси GW III/IV
Боевая масса, т 23,5
Экипаж, чел. 5
Длина, мм 7170
Ширина, мм 2910
Высота, мм 2810
Клиренс, мм 400
Броня, мм: 10-50
Лоб корпуса 50
Борт 30
корма 20
рубка 10
Скорость (по шоссе), км/ч 42
Запас хода (по шоссе), км: 215
Запас хода (по рокаде), км: 160
Подьем, град. 30
Высота стенки, м 0,60
Ширина рва, м 2,25
Глубина брода, м 1,0
Двигатели
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 К «Майбах» НL 120ТRМ, 12-цилиндровый, V -образный, жидкостного охлаждения, мощность 300 л. с. 1 300
Вооружение
Вариант Тип Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Гаубица
150
sFH 18/1 L/30
1 18
Пулемет
7,92
MG34
1
600
Факты
Страна-производитель Германия
Разрабочик
Кол-во выпущенных экземпляров 666
Год принятия на вооружение 1943