Nashorn (нем. — "носорог"), полное название — 8.8 cm PaK 43/1 auf PzKpfw IV — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса противотанковых САУ, средняя по массе. Nashorn
Nashorn был первой самоходной артиллерийской установкой-истребителем танков, построенной на базе специализированного шасси GW III/IV, объединявшего узлы и агрегаты средних танков PzKpfw 111 и IV и оснащенного двигателем "Майбах" HL 120TRM, который был смещен вперед, что позволило разместить в задней части корпуса обширное боевое отделение. Двигатель располагался позади трансмиссии и вместе с ней образовывал удобную и компактную силовую группу, рядом с которой находилось место механика-водителя.
В 1942 году на Восточном фронте вермахт столкнулся с проблемой развертывания мощных противотанковых пушек Рак 43/1 калибра 88 мм, составлявших основу противотанковой обороны немецкой армии. Они имели колесный лафет, но были слишком тяжелыми, в силу чего им не хватало тактической гибкости. Чтобы сменить огневую позицию, приходилось привлекать довольно много людей и технику для буксировки орудия. Одного этого было достаточно чтобы свести на нет все преимущества пушки. Поэтому совершенно естественно встал вопрос о том, чтобы сделать ее самоходной. Для этой цели за основу было выбрано шасси среднего танка PzKpfw IV, однако пушка оказалась для него слишком тяжелой, и даже с широкими гусеницами, которые использовались на машинах, воевавших на Восточном фронте, удельное давление на грунт было настолько большим, что не могло быть и речи о серьезном бронировании самоходки, вооруженной пушкой Рак 43/1. К тому же Германия испытывала дефицит высококачественной стали. Все это привело к тому, что бронирование большинства серийных САУ Nashorn выполнялось из незакаленной стали, в результате чего машины стали еще более уязвимы.
Просторное боевое отделение располагалось в кормовой части шасси. Ствол орудия находился на высоте 2,24 м от земли, что по меньшей мере на 0,6 м превышало стандартный уровень при размещении пушки на ее штатном крестообразном лафете. Именно чрезмерная высота была главным недостатком САУ Nashorn, поскольку для боковых стенок рубки приходилось использовать большие листы стали, которые не могли обеспечить экипажу, находящемуся в боевом отделении, надежной защиты. Боковые стенки боевого отделения устанавливались практически вертикально, зато лобовая плита имела хороший баллистический профиль. Жалюзи воздухозабора двигателя были отличительной чертой самоходки. Они находились на обоих бортах боевого отделения примерно посередине корпуса машины, как раз над надгусеничными полками, и были слегка заглублены в глубь рубки. В целом "Насхорн" был подходящим носителем для 88-мм пушки, хотя и уязвимым от стрельбы прямой наводкой.
Первоначально САУ получила название "Хорнисс" ("Шершень"), но в январе 1944 года по личному указанию Гитлера была переименована в "Насхорн". Эти боевые машины поступали на вооружение противотанковых дивизионов РГК и до конца войны принимали участие в боевых действиях. На 10 апреля 1945 года вермахт располагал еще 62 САУ этого типа на Восточном фронте и 23 — на Западном.
Разработчиком машины была фирма "Дойче Эйзенверке". Всего же в 1943-1945 годах немецкая промышленность выпустила 494 машины этого типа.
Противотанковое орудие "Насхорн-Хорниссе" выпускалось на шасси Geschutzwagen III/IV. Конечную сборку этих машин производили на заводе Deutsche Aisenwerke в Типлитц-Шенау. Шасси, на базе которых выпускались самоходки, имели заводские номера 310001-310494. В мае 1943 года после того, как была выпущена первая партия "Насхорнов", оказалось, что производственные мощности предприятий, выпускавших двигатели и коробки передач, недостаточны. Во время специальных переговоров Гитлера со Шпеером 28 июня 1943 года, министр вооружений сообщил фюреру о проблемах, возникших при выпуске обоих типов самоходок, которые не могли быть использованы без специального устройства, поддерживающего ствол орудия. Появившееся на машинах поздних выпусков это устройство было автоматическое, управляемое изнутри машины. При изготовке к стрельбе, устройство освобождало ствол и опускалось на броню.