StuG III
Втр, 2010-11-02 13:20 — Commander Sturmgeschutz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).
Sturmgeschutz III
Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали как "Артштурм". StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в самоходки СУ-76и.
В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин "штурмовой артиллерии", главной задачей которых должна была бы быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 г. фирма "Даймлер-Бенц" получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, со свободой движения ствола в горизонтальной плоскости по крайней мере в 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня неприятеля, а полная высота транспортного средства не должна была превышать высоту типичного солдата.
Для разработки новой самоходки "Даймлер-Бенц" решил использовать шасси нового среднего танка Панцеркампфваген III. Первые пять прототипов были произведены в 1937 г. на шасси Панцеркампфваген III Аусф. Б. Они были вооружены короткоствольной 75-мм пушкой Штурмканоне 37 Л/24 (со стволом в 24 калибра) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в России с танками Т-34 было решено переоборудовать Штуг III длинноствольной пушкой, пригодной для поражения брони советских танков. С весны 1942 г. стали использовать пушки 75-мм Штурмканоне 40 Л/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — Л/48. Более поздние модели Штуга III также были оснащены пулемётом МГ-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось). Все машины из серии Штурмгешютц были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. Штуг III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как Панцеркампфваген III стоил более 103 тысяч марок. По сравнению с этим, например, буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Штуге, стоил 12 тыс. марок. До конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.
Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и буксируемых пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства.
Фирме "Даймлер-Бенц" удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзной слабостью StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате самоходка была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей.
В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ "Штурмтигр" на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf H "Тигр I".
Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма "Фиат-Ансальдо" успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.
Основные модификации
StuG III Ausf. B — первый крупносерийный вариант самоходки (конец 1940 г.). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.
StuG III Ausf. F — увеличены противотанковые возможности машины (начало 1942 г.), пушка заменена на длинноствольный вариант того же 75-мм калибра (длина ствола 43 калибра).
StuG III Ausf. G — дальнейшее увеличение противотанковых возможностей (установлена 75-мм пушка с длиной ствола в 48 калибров), усиление защищённости машины путём утолщения бронирования (лоб до 80 мм), установки броневых экранов по бортам и пулемёта для самообороны в ближнем бою.
Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/StuG_III