Sd. Kfz. 162 - 75mm L/48 (1944)
Sturmgeschutz neuer Art mit 7.5cm PaK L/48 auf Fahrgestell PzKpfw IV
(Panzer IV/70) Sd. Kfz. 162/1 - 75mm L/70 (1944-1945) Jagdpanzer IV был улучшенной и модифицированной версией Sturmgeschutz III, разработанный, чтобы придти ему на смену. В декабре 1942 года было решено разработать новый Jagdpanzer на модифицированном шасси Panzer IV, вооружённый 75мм. орудием. Работы над этим проектом начались в начале 1943 года, а 13 мая того же года компания Vomag представила деревянный макет, который был показан Адольфу Гитлеру. Главная роль этой бронемашины - истребитель танков. В октябре 1943 года был готов первый прототип. В декабре 1943 года был готов окончательный прототип, и компания Vomag получила приказ начать выпуск Jagdpanzer IV немедленно. Первый истребитель на модифицированном коротком шасси от Panzer IV Ausf F был выпущен в январе 1944 года, под обозначением (leichter) Jagdpanzer IV Ausf F - Sd.Kfz.162.
Первые малые серии Jagdpanzer IV вооружались короткоствольными 75мм. орудиями Pak 39 L/43 без дульного тормоза, а впоследствии малосерийные и крупносерийные модели имели 75мм. орудие Pak 39 L/48 с дульным тормозом. Оба орудия имели ограниченный горизонтальный траверз (10 градусов влево или вправо). Ранние модели также вооружались двумя 7.92мм. пулемётами MG42, позже ставился только один. Изначально планировалось вооружать Jagdpanzer IV 75мм. орудием KwK 42 L/70 (то же самое, что устанавливалось на Panther), но из-за производственных проблем оно было заменено на Pak 39 L/48. Jagdpanzer IV имел достаточно толстое, наклонное бронирование, которое предоставляло хорошую защиту экипажу из 4-х человек. Jagdpanzer IV включался в состав Panzerjagerabteilungens и принял боевое крещение в Италии в 1944 году в составе танковой дивизии "Hermann Goering". Низкий профиль, высокая мобильность и огневая мощь делали Jagdpanzer IV трудной мишенью, и производство этой модели продолжалось до ноября 1944 года. В ходе производства в конструкцию вносились различные модификации, что привело к появлению нескольких слегка отличных друг от друга вариантов Jagdpanzer IV. В сентябре 1944 года появился экспериментальный Jagdpanzer IV, вооружённый жёстко закреплённым 75мм. орудием Pak 39 L/48. Два прототипа было построено, но в процессе испытаний было выявлено множество проблем, так что дальнейшие испытания были перенесены на Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Когда производство Jagdpanzer IV Ausf F - Sd.Kfz.162 было прекращено, то остались неиспользованными 26 шасси, которые впоследствии были применены для создания других бронемашин.
В августе 1944 года производство начало переключаться на более новую версию (Sd.Kfz.162/1), вооружённую 75мм. орудием PaK 42 L/70, которое имело большую пробивную силу. Первые Jagdpanzer IV/70(V) поступили в 105-ю и 106-ю танковые бригады, которые дислоцировались на западном фронте. Проводились испытания Jagdpanzer IV/70(V) и с жёстко установленным 75мм. орудием L/70, но испытания так и не были завершены. В основном дизайн новой версии мало в чём изменился: стало использоваться только новое шасси от Panzer IV Ausf H, а бронезащита была увеличена до 80мм. Длинноствольное орудие и толстая передняя бронеплита сделали шум при стрельбе очень сильным и снизили мобильность Jagdpanzer IV. Отсутствие башни принуждало экипаж Jagdpanzer IV постоянно разворачивать машину лицом к цели (недостаток, присущий всем безбашенным танкам). В декабре 1944 года этот вариант полностью заменил своего предшественника и производился компанией Vomag до марта/апреля 1945 года. В ходе производства в конструкцию так же вносились мелкие изменения, что привело к появлению слегка различающихся модификаций. Этот вариант (Sd.Kfz.162/1) имел обозначение Jagdpanzer IV/70(V), но также известен как Panzer IV/70(V). Оба, и Sd.Kfz.162 и Sd.Kfz.162/1, в основном, оснащались бронеюбками (Schurzen) для дополнительной защиты.
В то же время, в августе 1944 года, начался выпуск ещё одного варианта Jagdpanzer IV, разработанного компанией Alkett и вооружённого 75мм. орудием PaK 42 L/70. Слегка модифицированная надстройка Jagdpanzer IV (V) устанавливалась на стандартное шасси Panzer IV Ausf H/J. Производство этого варианта осуществлялось компанией Nibelungenwerke. Разработка Alkett была проще в производстве, но, в то же время, она имела гораздо большую высоту, что не могло не сказаться на боевых качествах машины. Этот вариант имел обозначение Jagdpanzer IV /70(A) и оставался в производстве до марта 1945 года. Также его называли Jagdpanzer IV/70(A) "Zwischenlosung (временный вариант) и Panzer IV/70(A).
В ноябре 1944 года Krupp внёс своё предложение по модернизации Panzerjager IV (Sd.Kfz.162/1), он предложил установить 88мм. орудие Pak 43/3 L/71. Но технически это оказалось невозможным, и проект был отклонён. Из-за своего большого веса, Jagdpanzer IV очень неохотно разворачивались, что послужило причиной появления прозвища "Утка Гудериана".
Статистика производства Jagdpanzer IV
Модель Период Количество
Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.162)
01-11/1944 769
Jagdpanzer IV/70(V) (Sd.Kfz.162/1)
08/1944 - 03-04/1945
930(940)
Jagdpanzer IV/70(A) (Sd.Kfz.162/1)
08/1944 - 03/1945 278
С января 1943 по март 1945 года было выпущено примерно 2000 таких машин, сначала компанией Vomag, а позже - Nibelungenwerke. Jagdpanzer IV использовался в различных танковых частях, и в основном, восполнял недостаток танков. Такая практика была порочна, но тяжёлое положение на фронтах и катастрофическая нехватка танков вынуждали так поступать.
Jagdpanzer IV в действии
Самым заметным асом Jgdpanzer IV был кавалер Рыцарского Креста, SS-Oberscharfuehrer Roy из 12-го истребительного полка SS, 12-й танковой дивизии SS "Hitlerjugend". На его счету 36 уничтоженных вражеских танков со дня высадки Союзных войск в Нормандии (D-Day). Его Jagdpanzer IV так и не был подбит, а сам он нашёл свою смерть 17 декабря 1944 года от пули американского снайпера, когда вёл наблюдение из люка своего истребителя во время Арденнского наступления.
После войны 6 Jagdpanzer IV (L/48 и L/70) отправились в Сирию. Также послевоенный Западногерманский Jagdpanzer на базе бронемашины HS-30, вооружённый 90мм. орудием очень напоминал своего предшественника - Jagdpanzer IV.
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV
Jagdpanzer IV
Sd.Kfz.162 Jagdpanzer IV/70(V)
Sd.Kfz.162/1
Вес: 24000-25000кг 25800кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Maybach HL 120 TRM
12 цилиндров
300л.с. Maybach HL 120 TRM
12 цилиндров
300л.с.
Скорость: Дорога: 40км/ч
Бездорожье: 18км/ч Дорога: 35км/ч
Бездорожье: 18км/ч
Запас хода: Дорога: 210км
Бездорожье: 130км Дорога: 210км
Бездорожье: 130км
Запас топлива: 470 литров 470 литров
Длина: 6,85м 8,50м
Ширина: 3,17м 3,17м
Высота: 1,85м 1,85м
Вооружение: 75мм Pak 39 L/43
2 x 7,92мм MG42(ранние)
75мм PaK 39 L/48
2 x 7,92мм MG42(ранние)
75мм PaK 39 L/48
1 x 7,92мм MG42(поздние) 75мм PaK 42 L/70
1 x 7,92мм пулемёт MG42
Боезапас: 75мм - 79 выстрелов
7,92мм - 1200 выстрелов 75мм - 55/60 выстрелов
7,92мм - 1200 выстрелов
Броня: 10-80мм 10-80мм