Создание и развитие Jagdpanzer 38
В 1942 в Германии решили создать САУ с новой 88 мм пушкой Pak 43/3 L71. Это было отличное орудие, однако с шасси имелись проблемы. Шасси на основе Pz.Kpfw. III и IV были слишком слабыми, а тонкая броня и открытый верх плохо соответствовали требованиям истребителя танков. Высокий и слабо защищённый Nashorn с Pak 43 рассматривался немцами, как временная мера. С другой стороны отлично бронированный Ferdinand с пушкой Pak 43/2 обещал быть слишком тяжёлым, дорогим и сложным. Германской армии требовалась более практичная машина под новую пушку и 6 января 1942 её создание поручили фирме Круп. Был разработан проект Pz.Zfl. IVc 2 с дизельным двигателем Deutz - Type T8 X113, радиальный, 8 цилиндров, двухтактный, водяного охлаждения, 13.8 литров, 400 л.с. при 2500 об/мин. Предусматривался вариант установки двигателя Maybach HL 90. 2 апреля 1942 деревянный макет машины показали представителям Министерства Вооружений - WaPruf 6. Представители министерства, в свою очередь, выдвинули ряд рекомендаций к дизайну машины.
17 июня 1942 Крупп заявил, что выпуск трёх улучшенных прототипов САУ Pz.Zfl. IVd повлияет на выпуск танков Pz.Kpfw. IV и предложил передать выпуск фирме Deutsche Stahlindustrie в городе Muehlheim.
3 августа 1942 Heerswaffenamt/WaPruf 6/IIe объявило, что новый тяжёлый истребитель танков должен использовать шасси нового танка Panther. Это был серьёзный удар по проекту Крупа, над которым он в последнее время трудился. 9 августа 1942 Heerswaffenamt успокоило Крупп, сообщив, что Pz.Zfl. IVd пойдёт в производство, как Panzerjaeger.
Теперь требовалось заново начинать дизайн САУ практически с нуля. Обновлённые основные требования к машине заключались в следующем:
- боевой вес около 35 тонн
- 88 мм KwW L/71
- MG 42
- 2 пистолета пулемёта
- лобовая броня 80мм под 90 градусов и 50мм под 30 градусов
- борта 40мм под 50 градусов
- боекомплект на 60 выстрелов
- высота ведения огня 1850мм
- высота 240мм
- длина 9000мм
- элевация +14 градусов, траверс 14 градусов в каждую сторону Крупп пообещал изготовить деревянный макет к 10 ноября 1942. Однако, над фирмой сгущались тучи. На заседании в Министерстве Вооружений 15 сентября 1942 фирме Крупп выразили огромную признательность за её неоценимый вклад в создание новой САУ и… передали дальнейшую разработку проекта фирме Daimler Benz. Это решение мотивировалось тем, что уже существует план начать производство танка Panther в цехах Daimler Benz летом 1943. Предполагалось, что если Daimler Benz будет не только выпускать, но и разрабатывать новый Panzerjager Panther, то будущая САУ получится более технологичной.
Круппа обязали подготовить документацию для передачи конструкторам Daimler Benz в таком виде, чтобы новый разработчик смог продолжить работу над машиной. 16 ноября 1942 Krupp продемонстрировал деревянный макет САУ. С 5 января 1942 за разработку Panzerjager Panther уже полностью отвечал Daimler-Benz в Berlin-Marienfelde.
За основу взяли шасси танка Pz.Kpfw.V, Ausf.G.
Производство новой САУ решили поручить Muehlenbau und Industrie AG (MIAG). На Daimler-Benz теперь лежала задача, придумать, как устанавливать и демонтировать саму пушку на шасси.
20 октября 1943 Гитлеру продемонстрировали деревянный прототип, а 15 ноября он уже видел снимок первой машины. Фюреру понравилась новая САУ, и он назвал её «бронированным казематом». Учитывая, что Гитлер увлекался архитектурой и лично проектировал ДОТы, сравнение Ягдпантеры с казематом было комплиментом. 17 декабря состоялась первая демонстрация Jagdpanther. Гитлер лично присутствовал при этом и очередной раз заявил, что в условиях оборонительной концепции подобные САУ намного важнее танков, на основе которых они сделаны. Сравнение Pantherjaeger Panther c Tiger II, вооружённых одинаковой пушкой, выглядело в глазах фюрера в пользу САУ, за счет дешевизны, меньшего веса и лучшей мобильности.
САУ получила наименование – Sturmgeschuetz Panther fuer 88mm StuK 43 (Sd.Kfz.172). Со временем ствол-моноблок 8.8cm Pak 43/3 L/71 заменили на ствол, состоящий из двух частей - 8.8cm Pak 43/4 L/71. Вокруг края амбразуры для ствола установили «воротник» на болтах. Позднюю модификацию САУ с новым стволом назвали – Panzerjaeger Panther fuer 8.8cm Pak 43/3 или Pak 43/4 (Sf) (Sd. Kfz.173). При том, что Pak 43 обладало отличными бронебойными качествами длина ствола с дульным тормозом была не малой - 6686мм, при весе 2200 кг. Скорострельность составляла 6-8 выстрелов в минуту. Общий вес орудийного боекомплекта - 1260 кг. Орудие был отюстровано на дальности:
PzGr 39/43 - 4000м
Spgr 43 - 5400м
Gr 39 HL - 3000м
PzGr 40/3 - 4000м
Стоимость орудия Pak 43 - 21000 RM.
Экипаж для защиты в ближнем бою имел 2 пистолета-пулемёта MP 40 и 384 патрона к ним.
27 февраля 1944 указом Гитлера САУ присвоили наименование Jagdpanther.
характеристики и бронебпробиваемость Pak 43/3 и Pak 43/4 (L/71)
Pzgr.39/43 Pzgr.40/43 SprGr.43 Gr.39/43 HL
вес боеприпаса 23,4 кг 19,9 кг 18,7 кг 15,35 кг
вес снряда 10,2 кг 7,3 кг 9,4 кг 7,65 кг
вес порохового заряда 6,8 кг 6,8 кг 3,8 кг 2,0 кг
вес ВВ 0,05 кг - 1 кг 0,77 кг
дульная кинетическая энергия 480 269 140
начальная скорость 1000 м/с 1130 м/с 750 м/с 600 м/с
дальность толщина пробиваемой брони
100 м 220 (203) мм 300 (250) мм - 90 мм
500 м 205 (182) мм 270 (225) мм - 90 мм
1000 м 186 (167) мм 237 (190) мм - 90 мм
1500 м 170 (150) мм 205 (160) мм - 90 мм
2000 м 154 (135) мм 175 (135) мм - 90 мм
бронепробиваемость по броне с твёрдостью 95-105 кг/мм.кв. при угле 90 град и 30град отвертикали (в скобках)
Пушка Pak 43 показывала очень хорошую меткость. Ниже приводится немецкая таблица меткости в процентах. Первое число - это меткость при контрольной стрельбе в небоевых условиях, второе число - меткость в бою. Стрельба велась по щиту 2м выотой и 2,5м шириной, а расстояние до цели было точно известно. Удвоив рассеивание при контрольной стрельбе, немцы вывели относительное значение "меткости в бою".
меткость Pak 43/3 и Pak 43/4
боеприпас Pzgr.39/43 Pzgr.40/43
дальность учения бой учения бой
100 м 100 100 100 100
500 м 100 100 100 100
1000 м 100 85 100 89
1500 м 95 61 97 66
2000 м 85 43 89 47
2500 м 74 30 78 34
3000 м 61 23 66 25
3500 м 51 17 - -
4000 м 42 13 - -
Выпуск Jagdpanther начался в январе 1944 в цехах MIAG. В ноябре 1944 к производству САУ подключилась MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen-Hanover) и в декабре 1944 MBA (Maschinenbau und Bahnbedarf).
В 1944 изготовили 212 машин и в 1945 - 172. Номера шасси 300001-300392.
Всего произвели 450 САУ Jagdpanther.
На передовую первые Jagdpanther попали в июле 1944 в составе 654-го и 559-го s.H.Pz.Jg.Abt.
Ягдпантеры поступали на вооружение отдельных батальонов тяжёлых истребителей танков и противотанковых подразделений в танковых дивизиях. В ходе боёв, Jagdpanther зарекомендовала себя отличной противотанковой САУ и возможно лучшей ПТ САУ Второй Мировой.
модификации Jagdpanther
Krupp в конце 1944 изучал возможность установки пушки 128mm Pak 80 L/55 на Panzerjaeger Panther. Реализовано не было.
25 октября 1944 на конференции в Куммерсдорфе стал вопрос низком темпе стрельбы Jagdpanther в сравнении с американским танком Шерман. Было принято решение разработать специальный механизм заряжания барабанного типа. 8 февраля 1945 Krupp собрал два барабанных механизма заряжания, один из которых решили испытать на Jagdpanther с пушкой Pak 43/3. Автомат заряжания показал неплохие результаты и его собирались запустить в производство.
В октябре 1944 рассматривался вопрос о продувке ствола от пороховых газов. Испытываемое устройство после выстрела отсасывало из ствола газы в гильзе. Испытания прошли настолько успешно, что было предложено установить экстрактор дыма фирмы Skoda на орудия Pak 43/3 (Jagdpanther) и KwK 43 (Tiger II).
выхлопная система Jagdpanther