Помимо боеукладок, с внутренней стороны корпуса были размещены многочисленные стеллажи для дополнительного оборудования. Количество отверстий в корпусе танка и башне попытались свести к минимуму. В лобовом листе в шаровой установке располагался курсовой пулемёт. Эвакуационные люки водителя и стрелка-радиста размещались на крыше корпуса, прямоугольный люк заряжающего — на крыше башни, а командир и наводчик пользовались круглым люком командирской башенки. В задней части башни имелся большой люк (520×476 мм), использовавшийся для загрузки снарядов, выброса стреляных гильз, экстренной эвакуации экипажа и замены пушки в заводских условиях. В люке имелась амбразура для стрельбы из личного оружия. Ещё одно отверстие (круглое, диаметром 230 мм) располагалось на крыше башни над казённой частью орудия и служило для лучшей вентиляции боевого отделения и удаления из него пороховых газов.
В 1944 году большая часть «Тигров II», воевавших на Западном фронте, в целях защиты кормовой части при атаках авиации Союзников получила также броневую защиту жалюзи воздухозаборников силового отделения.
[img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Bundesarchiv_Bild_101I-680-8282A-16A%2C_Budapest%2C_Panzer_VI_%28K%C3%B6nigstiger%29.jpg[/img]
Вооружение
Германские и венгерские солдаты на «Тигре II». Будапешт, октябрь 1944 года
«Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк — для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная пушка KwK 43 L/71, созданная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать KwK 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны.[9] По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции.
KwK 43 L/71 — самая длинноствольная танковая пушка из всех, когда-либо применявшихся войсками вермахта. Длина ствола составляла 71 калибр, то есть 6298 мм (с дульным тормозом — 6592 мм). Начальная скорость бронебойного калиберного снаряда составляла 1000 м/с. Бронепробиваемость орудия на дистанции 1500 м при угле встречи 60° составляла 148 мм. Даже на дистанции 4000 метров снаряд орудия всё ещё был способен пробить 80-мм вертикальную бронеплиту (то есть, теоретически, при условии удачного бортового попадания уничтожить, к примеру, танк «Шерман»). Однако за столь высокие показатели пришлось расплачиваться большими размерами и огромным весом (1605 кг, вся установка с маской — 2265 кг). По этим причинам пушка устанавливалась, помимо «Тигра II», только на истребители танков «Фердинанд»/«Элефант» и САУ «Насхорн» и «Ягдпантера», на которых в силу отсутствия вращающейся башни возможно было разместить столь тяжёлое орудие без существенного увеличения боевой рубки. Кроме того, проблемой для скорострельной пушки был высокий износ ствола. В связи с этим, пушки танков поздних выпусков имели ствол, состоящий из двух частей.[6] Ещё одной проблемой была высокая масса снарядов орудия (16,4 кг). По этой причине боекомплект размещался максимально близко к орудию.
Орудие размещалось на цапфах в лобовой части башни при помощи специального уравновешивающего механизма, располагавшегося в башне справа от пушки. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом башни, вертикальное, в пределах от −8 до +15° — вручную, при помощи винтового механизма. Для наведения на цель спаренной установки на танках ранних выпусков использовался бинокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, в дальнейшем заменённый монокулярным TZF 9d. TZF 9d/1 имел переменное увеличение 3× при поле зрения 26°, либо 6× при поле зрения 13°.[10] TZF 9d имел переменное увеличение 2,5× при поле зрения 25°, либо 5× при поле зрения 12,5°.[11] Прицел был откалиброван на стрельбу бронебойными снарядами на дистанцию до 3000 м, осколочно-фугасными — до 5000 м и из спаренного пулемёта — до 1200 м.[12] Великолепное качество оптики фирмы Carl Zeiss позволяло добиваться попаданий на дистанциях до 2500 м, а иногда и свыше.
Орудие оснащалось устройством продувки канала ствола сжатым воздухом. Продувка осуществлялась через две форсунки по обе стороны затворного кольца. Сжатый воздух поступал из компрессора, размещавшегося в боевом отделении под сиденьем наводчика. Позднее была введена бескомпрессорная продувка канала ствола сжатым воздухом, нагнетаемым энергией обратного хода ствола пушки. Продувка канала ствола позволяла эффективно удалять остаточные пороховые газы после выстрела, снижая тем самым загазованность боевого отделения танка.
Боекомплект орудия располагался в лотковых укладках, в надгусеничных нишах в отделении управления и боевом отделении, а также в кормовой нише башни. В нише башни типа Порше размещались 16 снарядов[14], тогда как в башне Хеншеля — 22[15]. Данные об общей численности боекомплекта варьируются от 72[16] до 77[11] (для танков с башней Порше) и от 80[17] до 84[11] (для танков с башней Хеншеля). В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными,осколочно-фугасными снарядами и кумулятивными (соотношение между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в боекомплекте танка составляло, как правило, 1 к 1).[17]
Вспомогательное вооружение танка составляли два—три 7,92-мм пулемёта. Один, модели MG-34, размещался в спаренной установке с пушкой, другой, курсовой MG-34 — в лобовом листе корпуса справа, в шаровой установке Kugelblende 150, обеспечивавшей вертикальную наводку пулемёта в пределах −10…+15°, горизонтальную — в пределах ±5°. Для наведения курсового пулемёта использовался телескопический прицел KZF 2, имевший увеличение 1,8× при поле зрения в 18°.[12] Третий пулемёт, модели MG-42, при помощи стандартной турели Fliegerbeschussgerat 42 съёмно устанавливался на командирской башенке большинства танков и предназначался для противовоздушной обороны. На части танков поздних выпусков в спарку с орудием вместо MG-34 также устанавливался MG-42. Общий боекомплект пулемётов составлял 4800 патронов в 32 лентах по 150 штук.[11]
В качестве дополнительного вооружения, «Тигр II» оборудовался мортирой Nähkampfgerät («устройство ближнего боя») калибром 26 мм, с боекомплектом из дымовых, осколочных и осколочно-зажигательных снарядов. Мортира располагалась в крыше башни танка справа и предназначалась для защиты от вражеской пехоты на близких дистанциях.
[править] Средства наблюдения и связи
В передней части крыши корпуса танка монтировались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищённые П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева был сделан вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю. На крыше башни устанавливалась стандартная для немецких танков позднего периода Второй мировой войны командирская башенка с семью смотровыми приборами. Из башенки командир танка имел весьма удовлетворительный обзор (хотя в походном положении предпочитал ехать, высунувшись из люка по плечи).[6] Все смотровые щели были защищены бронестёклами.
На лобовом бронелисте, слева от курсового пулемёта монтировалась фара, оснащённая колпаком светомаскировки.
На танк устанавливалась штатная радиостанция FuG5 (Fu5). Мощность радиостанции составляла 10 Вт, частота работы передатчика — 27 200—33 000 Гц, частота работы приёмника — 27 200—33 000 Гц, дальность передачи — 4 км.[8]
На командирские танки на базе «Тигра II» в дополнение к штатной радиостанции также устанавливались:
На танки Sd.Kfz. 268, предназначенные для связи в звене «рота — батальон» — FuG7 (мощность — 20 Вт, частота работы передатчика — 42 100—47 800 Гц, частота работы приёмника — 42 100—47 800 Гц, дальность передачи — 30 км).
На танки Sd.Kfz. 267, предназначенные для связи в звене «полк — дивизия» — FuG8 (мощность — 30 Вт, частота работы передатчика — 1130—3000 Гц, частота работы приёмника — 580—3000 Гц, дальность передачи — 10 км).[8]
Для внутренней связи все танки оснащались стандартным переговорным устройством на 5 абонентов.
[править] Двигатель и трансмиссия
«Тигр II» оснащался V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, производства фирмы «Майбах», модели HL 230 P30. Двигатель имел рабочий объём в 23 095 см³ и развивал номинальную максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин, однако на практике обороты двигателя обычно не превышали 2500 в минуту[18], что вызывало снижение реально развиваемой мощности. Так, в руководстве по эксплуатации танка мощность HL 230 PL указывалась как 600 л. с. при 2600 об/мин[19]. Двигатель располагался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Система питания двигателя включала в себя семь топливных баков общей ёмкостью 860 л, соединённых между собой, так что заправка производилась через единую горловину. Пять из баков находились в моторном отделении, тогда как остальные два, общей ёмкостью около 340 литров, размещались в боевом отделении под укладками боекомплекта[20]. Четыре радиатора системы охлаждения, общей ёмкостью 114 л, соединялись по два последовательно и размещались по бокам двигателя.
Трансмиссия «Тигра II» включала в себя[18][21]:
карданный вал, соединявший моторное отделение с трансмиссионным;
многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, встроенный в коробку передач;
механическую безвальную восьмиступенчатую (8+4) коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, центральной синхронизацией и индивидуальными тормозами, модели Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16B;
стояночный тормоз, встроенный в коробку передач;
фрикционно-шестерёнчатый планетарный механизм поворота по типу двойного дифференциала, модели Henschel L801;
двухрядные комбинированные бортовые передачи с разгруженным ведомым валом;
дисковые механические бортовые тормоза, модели Argus Motoren LB 900.4.
Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную[18]. Трансмиссия имела свою систему охлаждения смазочного масла, с размещением радиатора в боевом отделении. Циркуляция воды в радиаторе не производилась, вместо этого вода в нём заменялась вручную по мере необходимости[22].
[править] Ходовая часть
Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не имелось. Опорные катки — штампованные, диаметром 800 мм и шириной одиночного катка в 95 мм. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, первый и последний катки были снабжены гидравлическими амортизаторами, расположенными внутри корпуса. Катки были расположены в шахматном порядке: 5 катков опирались на внешнюю часть гусеницы, а 4 — на внутреннюю[18].
Гусеницы танка — модели Kgs 73/800/152, стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, каждая из 92 траков шириной 818 мм и с шагом 152 мм. Каждая гусеница состояла из 46 двухгребневых траков и 46 гладких, чередующихся между собой. Помимо этого на танк могли ставиться транспортные гусеницы, уменьшавшие его ширину для перевозки по железной дороги. Транспортные гусеницы собирались из траков Kgs 73/660/152 шириной 658,5 мм, из которых собирались и боевые гусеницы танка «Пантера»[18].
Надо сказать, что несмотря на общее увеличение веса машины и снижение удельной мощности двигателя (в сравнении с «Тигром I»), благодаря конструкции ходовой части проходимость «Королевского тигра» на пересечённой местности удалось удержать на вполне приемлемом уровне. В частности, благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт по сравнению с «Тигром I» даже снизилось с 1,09 до 1,06 кг/см².[3] Танк мог преодолевать подъёмы крутизной до 35°, рвы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки высотой до 0,85 м. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,6 м. Правда, оперативная подвижность танков оставалась невысокой. Немалую роль в этом играла необходимость менять гусеницы при переброске танков по железной дороге, а преодоление водных преград вплоть до конца войны оставалось трудноразрешимой задачей.
[править] Машины на базе «Королевского тигра»
«Ягдтигр» в музее Абердинского полигона
«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjäger Tiger — самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz. 186. При боевой массе в 75 тонн, «Ягдтигр» стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён. САУ базировалась на удлинённом шасси «Тигра II» и вооружалась 128-мм пушкой PaK 44 с длиной ствола 55 калибров, размещавшейся в рубке с толщиной лобового бронирования в 250 мм. В ходе серийного производства в 1944—1945 годах было выпущено, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Выпущенные машины поступали на вооружение 512-го и 653-го тяжёлых противотанковых батальонов, действовавших на Западном фронте. Из-за малочисленности, проблем со снабжением и ещё более снизившейся по сравнению с танком надёжности, эффект от применения «Ягдтигров» оказался в целом невелик, несмотря на то, что при умелом использовании и удачном стечении обстоятельств они проявляли себя эффективным противотанковым оружием — так, одному из «Ягдтигров» в одном бою удалось уничтожить 19 «Шерманов»[23].
Также, по немецким данным, из линейных «Королевских тигров» в 1944—1945 годах было переоборудовано 18 БРЭМ[24], однако какие-либо данные по их применению отсутствуют[25].
[править] Организационно-штатная структура
«Королевские тигры» изначально предназначались для замены «Тигров» в войсках, вследствие чего поступали исключительно на вооружение батальонов тяжёлых танков (нем. Schwere Panzer Abteilung), как сухопутных войск (нем. Schwere Heeres Panzer Abteilung — s.H.Pz.Abt.), так и СС (нем. Schwere SS Panzer Abteilung — s.SS.Pz.Abt.). Никаких специальных формирований для «Тигров II» не создавалось.[26] Тяжёлотанковый батальон имел 45 «Тигров II» и организационно состоял из штаба, имевшего 3 танка, и трёх танковых рот, имевших по 14 танков — по два в штабе роты и по четыре в каждом из трёх её взводов[27]. В случае нехватки «Тигров II», батальон доводился до полной силы «Тиграми I»[28]. В общей сложности, «Королевские тигры» состояли на вооружении следующих тяжёлых танковых батальонов: сухопутных войск — 501-й (позднее переименованный в 424-й), 502-й (511-й), 503-й, 505-й, 506-й, 507-й, 509-й, 510-й и 511-й; СС — 101-й (501-й), 102-й (502-й) и 103-й (503-й)[29][30].
[править] Служба и боевое применение
[править] Западный фронт
«Тигры II» 503-го тяжёлого танкового батальона
Первой частью, получившей на вооружение «Тигры II» стала 316-я рота учебной танковой дивизии (нем. Panzer-Lehr-Division), 14 марта 1944 года получившая первые пять серийных танков. Эти пять машин в дальнейшем использовались только в учебно-тренировочных целях и в конце концов были уничтожены, чтобы не допустить захвата наступающими войсками антигитлеровской коалиции. Первой же боевой частью на Западном фронте, вооружённой новыми танками, стал 503-й батальон тяжёлых танков. Из-за задержек с производством, батальон получил лишь 12 «Тигров II», тогда как остальные 33 его танка составляли «Тигры I». 27 июня батальон был отправлен на фронт и 7 июля прибыл в Дрё[28]. По прибытии батальон был придан 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии, ведшей бои с британскими войсками в районе Кана. В первом же бою батальону удалось подбить 12 танков «Шерман». На следующий день, 18 июля, в рамках начавшейся операции «Goodwood», позиции 503-го батальона (как и позиции других немецких войск, сосредоточенных у Кана) подверглись массированному налёту авиации[27].
Сражения показали высокие боевые качества «Тигров II» оказавшихся в лобовой проекции малоуязвимыми для противотанковых средств. Невысока была против них эффективность даже новейших 90-мм орудий САУ M36 и 76,2-мм пушки QF 17 pounder. Помимо этого, для борьбы с новыми танками применялся массированный огонь полевой и тяжёлой артиллерии[27]. Батальон постепенно терял свои танки, как в боях, так и в результате поломок, и к 6 августа в нём оставалось лишь 11 машин. 3-я рота батальона была выведена для перевооружения прибывшими 27—29 июля четырнадцатью «Тиграми II»[28]. С 12 августа батальон вёл бои в районе реки Орн, но в ходе последующих боёв и отступления, в августе — сентябре 1944 года, 12 из 14 «Королевских тигров» были потеряны, в основном из-за поломок или невозможности переправы через реки. Лишь два танка из состава роты были в конце концов возвращены в тыл для вооружения новых подразделений[27][28].
«Тигры II» на ходу. Франция, июнь 1944 года
101-й батальон тяжёлых танков СС для восполнения боевых потерь получил для своей 1-й роты 14 «Тигров II», поставленных с 28 июля по 1 августа, однако в последующих за этим боях и массовых отступлениях в августе — начале сентября, все машины вскоре были потеряны. 9 сентября батальон был выведен в тыл для перевооружения, причём планировалось, что две из рот батальона будут вооружаться «Тиграми II», тогда как третья — «Ягдтиграми». Однако эти планы были отменены личным приказом Гитлера, запретившего подобную смешанную структуру тяжёлых танковых батальонов. Поступление же самих «Тигров II» задерживалось из-за проблем с производством, но в итоге между 17 октября и 3 декабря батальон получил 34 этих танка и с «Тиграми I», составлявшими остаток машин, убыл 5 декабря на фронт[31]. Там батальон был придан 1-й дивизии СС «Адольф Гитлер», вместе с ней принял участие в Арденнском наступлении и вместе с ней капитулировал 9 мая 1945 года[32].
Первым тяжёлым танковым батальоном, полностью перевооружённым новыми машинами, стал 506-й, с 20 августа по 12 сентября получивший 45 «Тигров II». 22 сентября батальон был отправлен на фронт, в Голландию, для участия в отражении британского наступления. Батальон сражался на самых разных участках вплоть до весны 1945 года, приняв участие в Арденнском наступлении. По состоянию на 5 апреля, в батальоне оставалось ещё 7 боеспособных танков, но в итоге 14—15 апреля он капитулировал вместе с другими немецкими войсками, окружёнными в районе Рура[31][33].
С марта 1945 года с Восточного фронта был отозван 507-й батальон, получивший в том же месяце 21 «Тигр II» для действий на Западном фронте[31]. Принять участие в боевых действиях он уже не успел, так как получил приказ об отступлении в район Пльзеня для сдачи англо-американским войскам, но поскольку наступающие советские войска отрезали пути для отступления, 12 мая батальон сдался советским войскам[33]. Ещё 16 «Тигров II», в том числе последние 13 выпущенных машин этого типа, забранных прямо с завода, получили 3-и роты 510-го и 511 батальонов. С 1 апреля они вели бои в районе Касселя. Помимо этих частей, в последние месяцы войны в бой в составе различных частей были брошены все доступные «Тигры II», включая выделенные для учебных или испытательных целей, и даже прототип «Тигра» Порше[31].
[править] Восточный фронт
Первое применение «Тигров II» на Восточном фронте состоялось 13 августа 1944 года в районе Сандомирского плацдарма (в бой шёл 501-й батальон тяжёлых танков[11]), однако, как и в случае с «Тиграми I», начало оказалось неудачным. Советские танкисты ожидали атаку тяжёлых танков противника и подготовили комбинированную танково-артиллерийскую засаду, в которой участвовали, среди прочего, 122-мм пушки А-19 и тяжёлые самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. В ходе боя с 53-й гвардейской танковой бригадой, по немецким данным, было подбито 11 машин. По советским данным, за трое суток непрерывных боёв в период с 11 по 13 августа 1944 года в районе местечек Сташув и Шидлув войсками 6-го гвардейского танкового корпуса было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых являлись новыми тяжёлыми танками «Тигр II». Причём три «Тигра II» (башенные номера 102, 502, 234) были брошены экипажами и захвачены в исправном состоянии. По словам советского участника этого боя, группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки «Тигр II», которые увязли в грунте приблизительно на 20 см, потеряв подвижность. Т-34-85 быстро сблизились, смешались и стали обстреливать «Тигры II», башни которых не успевали вращаться. В результате, экипажи «Тигров II» вынуждены были покинуть свои обездвиженные машины и бежать с поля боя, не подорвав брошенную технику. Танки 102 и 502 были доставлены в Кубинку и подвергнуты всесторонним испытаниям, последний сейчас находится в экспозиции музея в Кубинке.
[править] Оценка машины
В целом, несмотря на прекрасное вооружение и солидную бронезащиту, по сбалансированности основных характеристик «Королевский тигр» уступал как своему предшественнику, «Тигру I», так и большинству немецких танков позднего периода Второй мировой войны.
[править] Конструкция
Поскольку ко времени разработки «Тигра II» соответствующая агрегатная база для машины подобной массы отсутствовала, в его конструкции были лишь с небольшими изменениями использованы двигатель и трансмиссия «Тигра I». Хотя это и принесло свои плюсы в виде унификации между обеими машинами, «Тигр II» превосходил своего предшественника по массе примерно на 20 %, что привело к крайней перегрузке этих узлов и резкому снижению их надёжности. Особенно остро выделялись недостатки ходовой части, постоянные отказы которой приводили к тому, что около трети танков этого типа выходили из строя ещё на марше[34]. Наиболее часты были поломки бортовых передач, изначально спроектированных для 40-тонной машины[35][36], которые разрушались через 250—300 км пробега, зубцы ведущих колёс изнашивались до полной непригодности через 300 км пробега, перегруженный двигатель сильно перегревался — заклинивало коленвал, происходило возгорание двигателя[37]. Свои проблемы приносила и новая конструкция ходовой части, так как из-за просчёта конструкторов гребни гусениц часто заклинивались между опорными катками, смещавшимися за счёт внутренней амортизации[38]. Всё это усугублялось низкой в большинстве случаев подготовкой механиков-водителей, вдобавок проходивших обучение на других танках и обычно получавших «Тигры II» за несколько дней до отправки на фронт. С другой стороны, по данным на 15 марта 1945 года, в боеспособных, несмотря на тяжёлое положение с запчастями и возможностью ремонта в тот период, числились 59 % от числа всех «Тигров II», что немногим уступало соответствующему показателю PzKpfw IV — 62 % и заметно превосходило показатель «Пантер» — 48 %[39]. Кроме того, «Королевский тигр» требовал проведения профилактики основных агрегатов после каждых трёх дней боёв[40], что в условиях отступления, недоукомплектованности танковых частей и слабеющего тыла было крайне затруднительно. Из-за избыточного веса проходимость и маневренность танка была удручающей[41], что сильно снижало его тактические возможности и одновременно делало его удобной целью для более подвижных и лучше «сбалансированных» танков и самоходок войск антигитлеровской коалиции. В общем, низкие ходовые качества и ненадёжность «Тигра II» практически полностью нивелировали его преимущества в огневой мощи и бронировании. Вместе с тем, в заключении об испытаниях трофейного «Тигра II» в США, производившихся в 1945 году, его маневренность оценивалась как достаточно хорошая, а его проходимость — как превосходящая многие другие танки[36]. Можно добавить, что по собственным немецким данным периода ВМВ в нормальных условиях местности без «грязевых морей» Тигр II оценивался опытнейшими немецкими командирами-танкистами (к примеру командиром наиболее заслуженного батальона тяжёлых танков — 503) как технически надёжный танк, но ими же и отмечалось, что в условиях распутицы количество поломок по причине возраставшей нагрузки на узлы резко возрастало. Американские специалисты изучая конструкцию машины пришли к выводу, что единственная проблема этого танка — отсутствие узлов необходимого качества, производство которых в Рейхе испытывавшем дикий сырьевой голод было попросту невозможным.
Причиной расхождения оценки могут являться условия, в которых «Тигр II» испытывался и реально применялся. Очевидно, что полигонные условия не шли ни в какое сравнение с теми, что представлялись на реальных театрах военных действий, например, во время боёв в Венгрии зимой — весной 1945 года — обледенелые дороги, гористая местность, леса, раскисший грунт во время оттепелей[40]. Вполне логично, что машина весом почти 70 тонн теряла ходовые характеристики значительно сильнее своих лёгких и средних «собратьев». С другой стороны, мнение о низких ходовых качествах не разделяется и некоторыми современными историками, например, Т. Йенцем. По показателям максимальной и средней скорости движения по шоссе, «Королевский тигр» как минимум не уступал почти всем тяжёлым танкам своего времени[42]. Что же касается проходимости, то по данным Йенца, благодаря широким гусеницам и большой длине опорной поверхности, удельное давление на грунт для «Тигра II», несмотря на значительную массу, равнялось 0,78 кг/см², что находилось на уровне советских тяжёлых и даже средних танков и заметно превосходило соответствующий показатель «Шермана»[35].
[править] Вооружение и защищённость
Бронепробиваемость 88-мм пушки KwK 43 обеспечивала «Королевскому тигру» возможность поражения любого из использовавшихся во Второй мировой войне танков. Даже бронирование наиболее защищённых образцов танков, таких как M26 и поздние модификации «Черчилля» на Западном фронте и ИС-2 на Восточном фронте, не обеспечивало практически никакой защиты от неё на реальных дистанциях боя. Совершенный для своего времени комплекс приборов наблюдения обеспечивал «Тигру II» высокие возможности обнаружения целей, а высококачественная оптика в сочетании с большой дальностью прямого выстрела и хорошей точностью орудия позволяла танку добиваться попаданий на дистанциях до 4 км. По германским табличным данным, на дистанции в 1000 метров обеспечивались 100%-я полигонная и 85%-я боевая расчётная вероятность попадания в цель типа «танк». На 1500 метров она уменьшалась до, соответственно, 95 и 61 %, а с 2000 метров — до 85 и 43 %[43].
Что же касается защищённости танка, то даже лобовая проекция танка, несмотря на значительную толщину бронелистов и их наклонное расположение, отнюдь не являлась неуязвимой. Это было обусловлено снижением легирующих добавок в материале бронеплит вследствие потери Германией к моменту начала производства «Тигра II» Норвегии и, соответственно, запасов добываемого в этой стране стратегического сырья для производства бронированной стали — никеля. Из-за этого бронеплиты «Королевкого тигра» (особенно поздних выпусков, когда запасы никеля подходили к концу) были более твердыми и хрупкими по сравнению с броней «Тигра I». Лобовой лист корпуса в большинстве случаев пробивался орудием Д-25Т калибра 122-мм с расстояния 600—1000 м при попадании в стык лобовых листов(впрочем, схожий эффект давало попадание в стык лобовых бронелистов любого танка того периода). Попадание 2—3 осколочно-фугасных снарядов калибра 100, 122 и 152 мм приводило к образованию трещин, сколов и частичному разрушению сварных швов. Это, в свою очередь, означало резкое ухудшение бронезащиты или даже полный выход танка из строя[41]. По данным же, полученным в ходе обстрела трофейного «Королевского тигра» в Кубинке в 1944 году, бронебойные снаряды 100-мм пушки БС-3 и 122-мм пушки Д-25Т давали сквозное пробитие лба корпуса только при попадании в кромки или стыки бронеплит[44]. Более уязвимой, несмотря на бо́льшую толщину, являлась лобовая деталь башни, расположенная с незначительным углом наклона. 100-мм и 122-мм орудия пробивали её уже с расстояния в 1000—1500 м[44]. По западным данным, единственным орудием, способным пробить броню «Тигра II», являлась 76-мм пушка QF 17 pounder, появившаяся на завершающем этапе войны. При использовании подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном она поражала лоб башни с 1100 ярдов, а нижнюю лобовую бронеплиту корпуса — с 1200 ярдов. Однако эти данные показывают лишь теоретические возможности орудия, в реальности же снаряды такого типа отличались низкой точностью и малым заброневым действием, а также были склонны к рикошету при попадании в наклонную броню. Т. Йенц в своей монографии упоминает, что не удалось найти ни одной фотографии «Королевского тигра» с лобовой бронёй, пробитой в боевых условиях[39].
Ещё более уязвимыми являлись борта танка. 85-мм советские пушки Д-5Т и С-53 пробивали их с расстояния от 600 до 1000 м (в зависимости от угла встречи и точности попадания). Американская 76-мм пушка M1 поражала «Тигр II» в борт с расстояния 1000—1700 м. Советские 76-мм пушки ЗИС-3 и Ф-34, поражали его в борт в лучшем случае с 200 метров, американское 75-мм орудие M3 с 400 м[41] (по другим данным, борт «Тигра II» вообще не пробивался орудиями ЗИС-3 и Ф-34[44]). По западным данным, 85-мм пушка могла пробить борт башни уже с 800 ярдов, борт корпуса — с 500 ярдов, а сравнительно небольшой вертикальный участок борта — даже с 1500 ярдов. Корма корпуса, имевшая больший наклон, могла быть пробита только со 100 ярдов. ИС-2, по тем же данным, мог пробивать борта на расстоянии более полутора километров, корму же — лишь с 900 ярдов[45]. На Западном фронте, вооружённые 75-мм пушкой «Шерманы» и британские танки были малоэффективны даже против бортовой брони, пробивая лишь её вертикальный участок и лишь на дистанции в 100 метров. Значительно лучшие результаты показывали «Шерманы» с 76-мм орудием, способные пробить разные участки борта с дистанции, соответственно, 1100, 900 и 1800 ярдов, а корму — с 400 ярдов[35]. Британская 57-мм танковая и противотанковая пушка QF 6 pounder была способна пробить борт башни «Королевского тигра» лишь с дистанции 200 ярдов, а вертикальный борт корпуса — с 1000 ярдов, наклонный борт корпуса и корму она не пробивала вовсе. Значительно лучшими возможностями обладала 76-мм пушка QF 17 pounder, пробивавшая бортовую и кормовую броню «Тигра II» практически на всех реальных дистанциях боя[45]. К концу войны ситуация с бронезащитой ещё более ухудшилась из-за падения качества немецкой броневой стали за счёт снижения содержания в ней дефицитных легирующих металлов (молибдена, никеля). Кроме того, страдало и качество сборки бронекорпусов, вызывая дополнительные проблемы в бронезащите танка[44].
[править] Оценка боевого применения
Не вызывает сомнения тот факт, что «Королевский тигр» дуэльно превосходил все тяжёлые танки, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции. Однако, во-первых, подобные столкновения «лоб в лоб» «один на один» были весьма редки, а во-вторых, к концу войны советские войска уже имели определённый опыт борьбы с немецкой тяжёлой бронетехникой. Советские танки старались вести маневренный бой, для которого «Тигр II» подходил менее всего. К примеру, при обследовании «Королевских тигров», подбитых в ходе Балатонской операции, было выяснено, что 90 % попаданий приходилось в бортовые и кормовые броневые листы.
Таким образом, для большинства советских танков и САУ заключительного периода Великой Отечественной войны «Королевский тигр» вовсе не являлся неуязвимым противником. Однако не следует забывать, что и советские танки были весьма уязвимы для снарядов орудия KwK 43 L/71. Ещё больше ситуацию осложняла сравнительно высокая скорострельность этого орудия и прекрасная оптика прицелов. Таким образом, действуя в обороне, из засад, как истребитель танков, «Королевский тигр», управляемый опытным экипажем, был для советских танкистов предельно опасен и мог уничтожить несколько танков прежде, чем он сам будет обнаружен и обезврежен. В этом случае снижалась роль низких ходовых качеств танка. Однако обстановка на фронтах в большинстве случаев диктовала иную тактику действия «Тигров II», резко снижающую их эффективность.
Что же касается бронетехники союзников, то американские и английские танки не были способны эффективно противостоять «Королевскому тигру». Этим объясняется тот факт, что на Западном фронте союзники чаще всего использовали против «Тигров II» авиацию. В частности, 18 июля 1944 года (на следующий день после разгрома 503-м тяжелотанковым батальоном 148-го Королевского танкового полка), в рамках начавшейся операции «Goodwood», позиции немецких войск у города Кан, в том числе и позиции 503-го тяжелотанкового батальона, бомбило около 2100 самолётов[46].
Таким образом, можно утверждать, что по комплексу «огневая мощь — броневая защита» танк «Королевский тигр» был одним из сильнейших танков — участников Второй мировой войны. Однако многочисленные недостатки его конструкции, особенно в силовой установке и ходовой части, огромный вес, низкая надёжность, а также оперативно-тактическая обстановка, не позволявшая в полной мере использовать преимущества «Тигра II», обусловили общий достаточно низкий потенциал машины и не дали «Королевскому тигру» оказать существенное влияние на ход боевых действий заключительного периода Второй мировой войны.
Аналоги
Прямых аналогов «Королевского тигра» не существовало. Танк имел очевидную направленность на истребление себе подобных, что не позволяет соотносить его с советским тяжёлым танком прорыва ИС-2, ориентированным в первую очередь на преодоление укреплённых позиций и поддержку пехоты. Танки западных союзников M26 «Першинг», «Черчилль» и M6 по своим характеристикам даже близко не подошли к «Тигр II» и так же, как и ИС-2, основной своей целью имели поддержку пехоты и прорыв линий обороны