JAGDTIGER 
  
 
 Jagdtiger (SdKfz 186), Jagdpanzer VI 
 На момент создания САУ Jagdtiger в Германии уже была бронетехника способная легко подбивать любые танки Союзников. Но немецкие 75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не давали достаточного фугасного эффекта. стремление соединить хорошие бронебойные и фугасные характеристики и послужило причиной появления Jagdtiger. В задачи САУ входило сопровождение пехоты на поле боя.  8 февраля 1943 КБ Nibelungenwerke получило задание сделать такую машину. Конструкторы остановили свой выбор на зенитном орудии 12.8cm Flak 40, которое из-за своей мощи применялось преимущественно для защиты наиболее важных объектов. Зенитку модифицировали в танковый вариант 12.8 cm Pak 44 L/55 с полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором и раздельным заряжанием. Унитарные снаряды зенитного орудия, пришлось заменить на унитарные по причине ограниченного пространства внутри САУ. Скорострельность получилась низкой: 2-3 выстрела в минуту при максимальной дальности стрельбы 22 400 м. Pak 44 L/55 и 40 выстрелов находились в боевой рубке. Углы горизонтальной наводки ограгичивались 10° в каждую сторону, а вертикальной от -7.5° до +15°. Маска имела форму "свинное рыло" (Saukopf). В качестве шасси избрали Tiger II, удлинив корпус на 25 см и оставивив всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц - укие транспортные и широкие боевые. В наследство от Tiger II достался также курсовой пулемёт MG 34 в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG 42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter. 
 ББронепробиваемость Pak 44 L/55 по бронеплите с наклоном 30о от вертикали 
 Снаряд 
 Pzgr. 39 	Pzgr. 40/43 
 Вес снаряда 	? 	28,3 кг 
 Дальность 
 100 м 	187 мм 	193 мм 
 500 м 	166 мм 	178 мм 
 1000 м 	143 мм 	167 мм 
 1500 м 	127 мм 	157 мм 
 2000 м 	117 мм 	148 мм 
 Jagdtiger оснащался радиостанцией Fu5, а командирские машины для связи "рота - звено" имели Fu5 и Fu7, для связи "дивизия - полк" Fu5 и Fu8. 
 Экипаж насчитывал 6 человек: командир слва от орудия, в рубке; наводчик - перед командиром; два заряжающих - справа от орудия; Водитель - слева в передней части корпуса; стрелок-радист - справа от водителя. 
 Бронирование Jagdtiger было чрезвычайным, толщина лобовой бронеплиты рубки составляла 250мм, а корпуса - 150мм сверху и 100мм снизу, борта по 80мм. В результате боевой вес машины составил 71700 кг и превысил вес Tiger II приблизительно на 3700 кг. Из-за большой рубки Jagdtiger имел высоту 2.82 м. Если на САУ Ferdinand/Elephant, Sturmtiger рубка крепилась к корпусу болтами, то на Jagdtiger корпус и рубка составляли одно целое. Броня была катанной, гомогенной и соединялась в шип с двойным провариванием электросваркой. Надо отметить, нетипичность того, что размеры и вес САУ получились больше, чем у танка, на базе которого, САУ создавалось. 
 20 октября 1943 фюреру продемонстрировали деревянный макет, а феврале 1944 Nibelungenwerke представил готовые прототипы под названием Jagdpanzer VI. Два прототипа отличались подвеской: Porsche и Henschel. Подвеска Порше была надёжней, легче и значительно дешевле. На борт приходилось 4 подресоренных пары сдвоенных катков. Хеншель же тяготел к подвеске конструкции Книпкампа, которая хотя и уступала по всем показателям, но была серийно освоена. Большинство Ягдтигров оснащалась именно подвеской Henschel, стоявшей на базовом шасси Tiger II. На переднем и заднем катках стояли гидравлические аммортизаторы. Позднее конструкторы Порше создали насколько машин с усовершенствованной подвеской, но их отклонили. 
 Испытания Jagdpanzer VI прошли на полигоне возле австрийского города Dollerscheim. Перетяжелённая и крайне не надёжная ходовая Tiger II, на огромном Jagdtiger оказалась ниже всякой критики. Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач явно на справлялись с весом машины: удельная мощность двигателя - 9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см, удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2. Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр, ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на незначительный склон. 
 Со временем машина получила новое название Jagdtiger (Sd. Kfz.186). 
 Серийный выпуск САУ начался в июле 1944 на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе St.Valentine. По планам Управления вооружения сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ Jagdtiger Ausf B. Но по настоящему производство Jagdtiger активизировалось только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944 выдали 48 САУ. А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель Jagdtiger предприятие Nibelungenwerke изготовили 77 тяжёлых истребителей танков Jagdtiger, серийные номера корпусов: 305001-305077 (по другим данным выпустили 70 - 85 машин). 
  
 
 Бронепробиваемость 8,8 cm KwK 43 L/71 по бронеплите с наклоном 60о и 90о от вертикали 
 Снаряд 
 PzGr 39/43 	PzGr 40/43 	SprGr 43 	HlGr 39 
 Вес снаряда 	10.16 кг 	7.5 кг 	9,4 кг 	7,65 кг 
 Начальная скорость 	1000 м/с 	1130 м/с 	750 м/с 	600 м/с 
 Дальность/угол 	90о 	60о 	90о 	60о 	 	90о 	60о 
 100 м 	220 мм 	203 мм 	300 мм 	250 мм 	- 	90 мм 	90 мм 
 500 м 	205 мм 	183 мм 	270 мм 	225 мм 	- 	90 мм 	90 мм 
 1000 м 	186 мм 	167 мм 	237 мм 	190 мм 	- 	90 мм 	90 мм 
 1500 м 	170 мм 	150 мм 	205 мм 	160 мм 	- 	90 мм 	90 мм 
 2000 м 	154 мм 	135 мм 	175 мм 	135 мм 	- 	90 мм 	90 мм 
 Исходя из запредельно низкой надёжности, чтобы избежать попадания поломанной машины в руки Союзников, в Jagdtiger находилось 2 подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. 
 Из тяжёлых истребителей танков Jagdtiger укомплектовали 512-й и 653-й тяжёлый танковый батальон (schwere Panzerjager Abteilung). 512-й sPzJagAbt сформировали летом 1944 в составе двух рот. 2-ой ротой командовал намецкий танковый асс оберлейтенант Отто Кариус. 653-й sPzJagAbt возник весной 1945 и имел не полный состав. Ягдтигры воевали на Западном и Восточном фронтах. В Арденах немецкая группировка усиленная одним Jagdtiger уничтожила целый полк Шерманов (правда не указывается, были ли дополнительные ПТ средства), сам Jagdtiger тоже живым не ушёл. По воспоминаниям Кариуса, в Ягдтигре надёжным была только броня. Пушка имела недостаточные углы горизонтальной наводки и траверс приходмлось делать поворотом всей машины, которая быстро от этого ломалась. С Ягдтигром Союзники эффективно боролиь авиацией и крупнокалиберной артиллерией. А в целом, учитывая ненадёжный характер этой машины, в Jagdtiger постоянно находилось два подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. Несмотря на мощнейщее вооружение и толстую броню, чеще всего боевая карьера Jagdtiger оканчивалась подрывом собственным экипажем, чтобы поломавшаяся САУ не досталось противнику.